Семена это опылители растений

Содержание
  1. Окружающий мир 3 класс 1 часть. Размножение растений стр. 78 – 81
  2. Выскажи предположение, почему это произошло.
  3. Практическая работа «Плоды путешествуют»
  4. 1. Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому?
  5. 2. Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.
  6. Как развивается растение из семени?
  7. Покажи на модели процесс развития растения из семени. Проверь себя по тексту и рисунку учебника.
  8. Модель, показывающая развитие растения для 3 класса
  9. Обсудим!
  10. 1. Семя — это живое или неживое тело?
  11. 2. Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?
  12. 3. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?
  13. Проверь себя
  14. 1. Как происходит опыление у растений?
  15. 2. Что образуется на месте цветков после опыления?
  16. 3. Как распространяются плоды растений?
  17. 4. Какие условия нужны для прорастания семян?
  18. 5. Как развивается растение из семени?
  19. Задания для домашней работы
  20. 1. Запиши в словарик: опыление.
  21. 2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.
  22. 3. Приготовь рассказ о том, как животные по­могают растениям размножаться (опыляют цвет­ки, распространяют плоды).
  23. Рассказ «Как животные помогают растениям осуществлять размножение» для 3 класса
  24. Смотри также:
  25. На следующем уроке
  26. Вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесённые в Красную книгу России? Какие растения вашего края нуждаются в охране?
  27. Перекрестное опыление и самоопыление растений. Двойное оплодотворение цветковых и образование семян
  28. Перекрестное опыление
  29. Искусственное опыление
  30. Двойное оплодотворение у цветковых растений
  31. Образование семян
  32. ЦВЕТОК, ОПЫЛЕНИЕ, ОПЛОДОТВОРЕНИЕ. ПЛОДЫ И СЕМЕНА

Окружающий мир 3 класс 1 часть. Размножение растений стр. 78 – 81

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, как происходит размножение растений.

Однажды учёные поставили опыт: на груше­вом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной!

Выскажи предположение, почему это произошло.

Пчёлы питаются нектаром, но одновременно являются насекомыми-опылителями. Они переносят пыльцу с одного цветка на другой. Если опыления нет, то на растении не появляются плоды.

Практическая работа «Плоды путешествуют»

1. Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому?

Мы видим, что плоды клёна, берёзы или липы напоминают маленькие самолётики, они очень лёгкие и разлетаются на большие расстояния. Так эти деревья приспособились для распространения семян.

Плоды череды и репейника распространяются иначе. Они имеют колючки-крючочки, которыми цепляются за шерсть животных и одежду человека. И животные или человек, переносит эти плоды.

Плоды одуванчика тоже очень лёгкие, похожие на парашютики. Их разносит ветер, но по форме они отличаются от плодов деревьев. Ведь одуванчик трава и растёт у самой земли. Поэтому чтобы его семена могли путешествовать, они должны взлетать. Вот у них и выработалось такое приспособление к полёту.

2. Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.

Плоды должны путешествовать потому, что растениям нужно расселяться на новых территориях. Там, где они растут, уже мало места для молодой поросли, ведь ей нужно открытое пространство. Чтобы добраться до него, плодам приходится путешествовать.

Как развивается растение из семени?

Покажи на модели процесс развития растения из семени. Проверь себя по тексту и рисунку учебника.

Изготовим модель, показывающую процесс развития из семени растения. Это можно сделать с помощью рисунка.

Модель, показывающая развитие растения для 3 класса

Сперва покажем простое семя, помещённое в землю. Над землёй можно нарисовать солнечные лучи и струи воды, имитирующие полив.

На следующей картинке покажем, как у семени появляется корешок.

Затем над поверхностью почвы появится росток, маленький, зелёный, с ещё не сформировавшимися листьями

Затем у ростка появляются листья.

И на последнем рисунке можно показать взрослое растение.

Обсудим!

1. Семя — это живое или неживое тело?

Семя — это живое тело, прежде всего потому что является одним из этапов развития растения, живого объекта. Семя дышит, ему нужно тепло и вода. И мы должны помнить, что в природе никогда не происходит превращения неживого в живое, а из семени появляется живое растение.

2. Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

Для прорастания семян требуется несколько условий: тепло, вода, воздух. В пакетике есть только тепло, но одного тепла недостаточно для того, чтобы семя начало прорастать.

3. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Пчёлы являются насекомыми-опылителями, они помогают образоваться плодам. Чем больше пчёл в саду, тем лучше будет урожай.

Проверь себя

1. Как происходит опыление у растений?

Опыление происходит при переносе пыльцы с одного цветка на другой.

2. Что образуется на месте цветков после опыления?

На месте цветков после проведения опыления образуется плод.

3. Как распространяются плоды растений?

Плоды распространяются с помощью ветра, с помощью животных или человека.

4. Какие условия нужны для прорастания семян?

Для прорастания семян нужны тепло, почва, свет, вода, воздух.

5. Как развивается растение из семени?

Сперва образуется корешок, потом появляется росток, распускаются листья. А потом росток превращается во взрослое растение.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: опыление.

2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

Зимой плоды многих деревьев и кустарников можно увидеть на снегу. Они покрывают снег под деревьями. Эти плоды могут пролежать на снегу всю зиму, но их часто растаскивают грызуны и птицы.

Весной снег тает, и ручьи подхватывают плоды и разносят на большие расстояния.

А также семена распространяются животными и птицами, которые съедают плоды.

3. Приготовь рассказ о том, как животные по­могают растениям размножаться (опыляют цвет­ки, распространяют плоды).

Рассказ «Как животные помогают растениям осуществлять размножение» для 3 класса

Многие животные помогают распространяться растениям.

Например, насекомые опыляют цветки и помогают образовываться плодам. Таких насекомых называют опылителями. К ним относятся пчёлы, шмели, бабочки и многие другие летающие насекомые.

Многие плоды имеют крючки, колючки, с помощью которых цепляются к шерсти животных. Животное разносит эти плоды далеко от растения. Например, собака, к шерсти которой прицепился плод репейника, может унести его на несколько километров.

А также помогают распространяться семенам птицы. Они питаются плодами, а семена попадают в землю вместе с отходами жизнедеятельности. Птицы могут разносить семена на многие километры.

А также птицы могут прятать плоды, делая запасы на зиму. А потом забывать про них. Так часто случается с птицей сойкой, которая теряет спрятанные жёлуди.

Участвуют в распространении семян и животные, которые питаются плодами. Например, белка может утаскивать кедровые орешки в дупла и часть из них терять. Попадая в землю, орешки могут прорасти и дать жизнь новому дереву.

Смотри также:

На следующем уроке

Вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесённые в Красную книгу России? Какие растения вашего края нуждаются в охране?

Без растений невозможна жизнь, потому что они выделяют кислород, который нужен для дыхания. Также они образуют органические вещества из воды и углекислого газа, служащие пищей всем животным.

В Красную книгу внесены многие виды растительного мира, например, ландышей, тюльпанов, маков, безвременник. Многие деревья также внесены в Красную книгу.

В Московской области нуждаются в охране: ветреница лесная и дубравная, княженика, клюква, морошка, адонис весенний, медвежье ушко, толокнянка и многие другие.

Источник

Перекрестное опыление и самоопыление растений. Двойное оплодотворение цветковых и образование семян

Перенос пыльцы из пыльника на рыльце пестика называется опылением. Различают два вида опыления: перекрестное и самоопыление.

При самоопылении рыльце принимает пыльцу того же цветка либо другого, но той же особи. Возможно опыление в закрытых, нераспустившихся цветках (горох). При перекрестном опылении переносится пыльца от разных особей. Это основной тип опыления цветковых растений (яблоня, ива, огурец и др.).

Перекрестное опыление

Перекрестное опыление осуществляется естественным (насекомыми, птицами, летучими мышами, ветром, водой) и искусственным (производит человек) путями.

Приспособленность растений к опылению ветром проявляется в наличии голых цветков, либо невзрачных, слабо развитых околоцветников. Они лишены нектарников и запаха, пыльцы образуют много, она легкая, сухая, мелкая, рыльца длинные, с большой поверхностью для улавливания пыльцы (рожь, кукуруза).

Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется яркой окраской венчика, наличием нектарников, запаха (одуванчик, земляника). Пищей для насекомых являются нектар и пыльца. Окраска и запах служат для привлечения опылителей. Иногда цветки обладают запахом, характерным для самок насекомых того же вида. Это привлекает к ним самцов, которые и осуществляют опыление. Эволюция цветковых растений и их опылителей шла параллельно. Это так называемая сопряженная эволюция.

Приспособление растений к опылению насекомыми и ветром

Перекрестное опыление обеспечивает обмен генами, поддерживает высокую гетерозиготность популяций, дает материал для естественного отбора и сохраняет самое выносливое потомство — носителей наиболее благоприятного сочетания генов.

Искусственное опыление

Искусственное опыление производит человек для повышения урожая или получения новых сортов растений. При этом для нанесения пыльцы на рыльце пестика используют разные способы. Так, у кукурузы, имеющей однополые цветы, пыльцу собирают, стряхивая верхушечные метелки мужских цветков в бумажные воронки. Затем собранной пыльцой посыпают выступающие на верхушке початка длинные рыльца женских цветков.

При искусственном опылении подсолнечника стебли двух соседних растений наклоняют так, чтобы можно было прижать цветущую поверхность одной корзинки к другой. Можно переносить пыльцу, поочередно прижимая руку в варежке из мягкой материи к цветущим корзинкам разных растений.

Схема искусственного опыления

Для получения новых сортов растений с обоеполыми цветками необходима подготовка к искусственному опылению. Прежде всего из цветков растения, избранного в качестве материнского, еще в бутоне удаляют пыльники и защищают эти цветки марлевыми или бумажными мешочками от попадания пыльцы. Через 2-3 дня, когда бутоны раскроются, наносят на рыльца пестиков заготовленную пыльцу другого сорта чистой сухой акварельной кисточкой, мягким поролоном или кусочком резинки, прикрепленными к проволоке.

Двойное оплодотворение у цветковых растений

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими.

Двойное оплодотворение характерно для цветковых растений.

Обычно на рыльце попадает множество пыльцевых зерен. Они, как правило, имеют шероховатую поверхность и удерживаются липкой кожицей рыльца. Кроме этого, при попадании совместимой пыльцы клетки рыльца выделяют вещества, стимулирующие ее прорастание.

Схема двойного оплодотворения у цветковых растений

Начинается прорастание пыльцевых зерен с набухания. Затем через специальные поры (каналы) в наружной оболочке пыльцевого зерна внутренняя выпячивается в тонкую пыльцевую трубку, куда переходят вегетативное ядро и спермин. Пыльцевые трубки всех совместимых зерен, удержавшихся на рыльце пестика, растут по столбику, направляясь к семязачатку. Одна из них обгоняет в росте другие и, достигнув пыльцевхода, проникает через него к зародышевому мешку и здесь изливает в него свое содержимое.

Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой — со вторичным ядром центральной диплоидной клетки. Вегетативное ядро разрушается еще до проникновения пыльцевой трубки в зародышевый мешок.

Двойное оплодотворение у цветковых растений открыл русский цитолог и эмбриолог растений С.Г.Навашиным в 1898г.

При наличии в завязи семязачатков в каждом из них происходит вышеописанный процесс двойного оплодотворения. Называется он двойным потому, что сливаются две мужские клетки с двумя клетками женского гаметофита. В дальнейшем после оплодотворения в цветке начинается развитие семени и плода.

Образование семян

После оплодотворения внутри зародышевого мешка начинается быстрое митотическое деление триплоидного вторичного ядра, не имеющего периода покоя. Образуется большое количество ядер, затем между ними возникают, перегородки.

Эти вновь образовавшиеся клетки продолжают деление, заполняя всю полость зародышевого мешка питательной тканью — эндоспермом, который у одних растений полностью расходуется во время развития зародыша (бобовые, тыквенные), а у других — сохраняется в зрелых семенах (злаки). Одновременно происходит разрастание зародышевого мешка и семяпочки.

Формирование зародыша начинается с деления зиготы. После периода покоя зигота делится митотически на две клетки. Верхняя клетка, прилегающая к пыльцевходу, образует подвесок, отодвигающий нижнюю клетку в глубь эндосперма. Подвесок у одних видов растений остается одноклеточным, у других — делится поперечными перегородками и становится многоклеточным. Нижняя клетка разрастается в предзародыш семени сферической формы. Предзародыш делится на 4 клетки двумя перпендикулярными перегородками, затем каждая из этих клеток делится еще на две.

Сначала клетки более или менее однородны. По мере дальнейшего деления происходит дифференцировка клеток на зачаточный корешок, зачаточный стебель, зачаточные листочки (семядоли) и зачаточную почечку, окруженную семядолями. К этому времени семяпочка превращается в семя, ее покровы и остатки эндосперма образуют кожицу семени.

Таким образом, из оплодотворенной диплоидной яйцеклетки формируется зародыш семени, а из вторичной триплоидной клетки — питательная ткань — эндосперм, покровы семязачатка превращаются в покровы семени, а стенка завязи, разрастаясь, образует околоплодник.

Источник

ЦВЕТОК, ОПЫЛЕНИЕ, ОПЛОДОТВОРЕНИЕ. ПЛОДЫ И СЕМЕНА

Цветение растений — одно из самых привлекательных яв­лений природы, приводящее к образованию плодов и семян.

Цветок — это видоизмененный побег с укороченным стеблем, листья которого превратились и в цельные части. Цветок обычно сидит на цветоножке, Он состоит из зеленых чашелистиков, которые пли срастаются между собой (шалфей, будра), или свободны (лютик, пастушья сумка). Чашечка защищает венчик, иногда видоизменяется в летучку и служит для разноса плодов (одуванчик, осот, бодяк и др.).

Венчик состоит из лепестков, окрашенных в разные цвета. Форма венчика чрезвычайно разнообразна, главное его назначение — привлекать споим цветом, запахом и нектаром опылителей.

Органами размножения явля­ются тычинки и пестик. Каждая тычинка имеет тычиноч­ную нить и пыльник. Пыльник состоит из двух половинок, соеди­ненных связником. К связнику прикрепляется тычиночная нить. Пыльца у вётроопыляемых растений мелкая и сухая, а у опы­ляемых насекомыми крупная и липкая. Если тычинок не более 12, то, говоря о растении, указывают их число, если больше 12, то отмечают, что растения многотычинковые.

Число пестиков также различно. Пестик состоит из нижней части (завязи), средней (столбика) и верхней (рыльца).

Растение, у которого пестичные и тычиночные цветки нахо­дятся на одном и том же экземпляре, называют однодомным (огурец, тыква, дуб, береза и др.). Если мужские и женские цветки находятся на разных растениях, то их называют двудом­ными (конопля, ива, осина и др.). У бесполых часть цветков утрачивает тычинки и пестики (василек, подсолнечник).

Мелкие цветки часто бывают собраны в соцветия разной формы: кисть (черемуха), щиток (боярышник), метелка (овес), сережка (береза), колос (пшеница), початок (кукуруза), зонтик (морковь, петрушка), головка (клевер), корзинка (подсолнечник).

Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на пестик. Если пыльца с тычинок переносится на свой же пестик, то происходит самоопыление (фиалка, яснотка, звездчатка, горох, соя, пшеница, ячмень, овес, просо и др.). Если пыльца с тычинок одного растения переносится на пестик другого, то происходит перекрестное опыление.

Большая часть растений опыляется перекрестно, причем и основном за счет насекомых и только десятая часть растений — ветром. Цветки имеют ряд приспособлений для опыления на­секомыми: яркую окраску и сильный запах, которые должны привлекать опылителей, а в награду опылители получают пыль­цу и сладкий нектар. Насекомые прихватывают пыльцу с собой на лапках; брюшке и переносят па другое растение, производя тем самым процесс опыления. Если нектар спрятан, неглубоко, то растения опыляют мухи, жуки. Если нектар спрятан глубоко, то его могут достать насеко­мые с длинным язычком (пчелы, шмели). Иногда у растений (табак) цветки имеют длинные трубки, в которые проникают только длинные хоботки бабочек.

Если стоит дождливая погода, то насекомые мало летают и не переносят пыльцу, образуется много пустоцветов — неопыленных растений.

У ветроопыляемых растений (рожь, кукуруза) цветки невзрачны, в них не образуется нектара, зато тычинки имеют длинные нити, которые, свешиваясь, позволяют ветру беспрепятственно переносить, пыльцу. Пыльцы производится много, и при таком малоэффективном способе опыления ее очень много пропадает.

У растений имеются различные приспособления, которые обеспечивают перекрестное опыление, позволяющее избежать самоопыления. У ветроопыляемых растений цветки часто раз­дельнополые; у растений, опыляемых насекомыми, в большинст­ве случаев тычинки созревают быстрее, чем формируется пестик. У медуницы, незабудки, дербенника цветки имеют неодинаковые по длине тычинки и пестики.

Оплодотворение. Пыльца, попавшая на рыльце пестика, на­чинает прорастать. Образовавшаяся при этом пыльцевая трубка растет по направлению к семяпочке (достигая иногда в длину 2 см, например у кукурузы). Конец пыльцевой трубки разрывается, и оттуда выходят две мужские клетки. Одна из них сливается с женской яйцеклеткой, а другая — со вторичным ядром зародышевого мешка. Происходит двойное оплодотворение. Оплодотворенная клетка несет в себе наследственные признаки мужского и женского растения. Семяпочка превращается в семя, а завязь — в плод. Оплодотворенное вторичное ядро путем деления образует запасную вторичную ткань, необходи­мую для развития зародыша.

Плоды и семена. В образовавшемся зародыше возникают семядоли: у однодольных — одна, у двудольных — две. Образуется также корешок, подсемядольное колено и почечка. Питательные вещества находятся в семядолях.

Процесс созревания плодов и семян у разных растений про­текает за разное время. У раннецветущих плоды созревают быстро (за 2—3 недели), у многих растений — за 2—3 месяца.

Плоды подразделяют на сухие и сочные. Сухие бывают односемянные (нераскрывающиеся), например семянка, орех, зерновка, и многосемянные (раскрывающиеся), на­пример боб, стручок, коробочка. У сочных плодов выделяют костянку (вишни, слива, пер­сик), ягоду (помидор, виноград, крыжовник), сложные плоды (малина, земляника), ягодообразные (арбуз, огурец, яблоко, груша).

Созревшие плоды и семена распространяются различными способами, широко расселяясь на поверхности земли.

Ветром переносятся плоды одуванчика, осота, бодяка, кипрея и др., снабженные волосистыми хохолками. Плоды и семена деревьев (клен, ясень, береза, осина) переносятся крылатками. В пустынных просторах летят по ветру крылышки-пропеллеры саксаула; ряд растений (качим, рогачка) приобрели форму шара — они легко отрываются и перекатываются ветром (за что получили название «перекати-поле»).

Водой переносятся плоды многих водных растений (осока, белая кувшинка). Особенно интересны плоды кокосовой пальмы, которые океан выбрасывает на сушу, нередко очень далеко от места их созревания.

Растения-катапульты выработали ряд приспособлений, позволяющих им выбрасывать семена далеко от материнского растения. К ним относятся сухие плоды бобовых (боб), кислица, недотрога, бешеный огурец. Клетки таких плодов находятся под большим давлением, стоит к ним прикоснуться, как давление изменяется, створки сильно закручиваются, далеко выбрасывая семена.

Ряд растений имеет особые приспособления: самозарываться за счет штопорообразных остей (ковыль, овсюг), зацепляться за животных при помощи крючков (лопух, репейник, череда).

Распространение животными и человеком. Некоторые животные заготавливают себе па зиму съестные припасы, но часть их не съедают, давая растениям возможность распространяться (желуди, орехи, шишки). Птицы, поедая сочные плоды, способствуют распространению многих растений (вишня, боярышник, рябина, малина и др.). Человек распространяет семена диких растений при перевозке и при плохой обработке посевного материала.

Источник

Оцените статью