Как размножаются растения без помощи семян

Могут ли растения производить потомство без семян?
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Конспект урока и презентация.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 28.8 КБ
prezentaciya.pptx 1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

  1. Познакомить учащихся со способами вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике.
  1. раскрыть значение понятий: черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, корневище, клубнелуковица, усы;
  2. рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений;
  1. развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение),
  2. формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательная направленность урока:

  1. осуществление экологического, трудового воспитания;
  2. воспитание уважения к мнению окружающих людей.

Оборудование: слайдовая презентация, комнатные растения (хлорофитум, сенполия, традесканция, каланхоэ), клубни картофеля, луковица лука или чеснока, клубнелуковица гладиолуса.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний. Ребята, вспомните луг, пестрящий красивыми цветами, такими разными по размеру, аромату, окраске. Но кому нужны эти дивные цветы вдали от человеческого жилья, в глухом лесу или заброшенной степи? Для кого эта красота, там, где нет человека? Обсудите в парах ответы на эти вопросы. (Заслушиваем ответы учащихся).
  3. Постановка проблемы. Всегда ли растениям необходимы для размножения цветок, плод и семена? Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к цели нашего урока. (Обсуждение цели и задач урока).

Мы с вами живем в сельской местности и часто сталкиваемся с такими растениями как земляника, смородина, малина, яблоня, пырей, осот и т. д. Некоторые из них мы хотим быстро размножить, а с другими, такие как сорняки, найти способы борьбы. Как же это сделать? Для этого нам необходимо познакомиться с вегетативным способом размножения.

  1. Самостоятельная работа. Класс делится на 4 группы. На столе каждой группы находится дополнительный материал, комнатные растения. (приложение)

1 группа – лист; 2 группа – корень; 3 группа – подземные видоизмененные побеги; 4 группа – надземные части побегов. Каждая группа изучает один из способов вегетативного размножения. Затем идет выступление группы. Итогом самостоятельной работы является заполненная таблица.

Способ вегетативного размножения растений

А.Лист
1. листовыми черенками

сердечник луговой, каланхоэ,
бегония, очиток, глоксиния, фиалка

Б.Корень
1. корневыми отпрысками

рябина, осина, Иван-чай, малина, вишня, облепиха

одуванчик, шиповник, осот, азалия, ива

В. Подземные видоизмененные побеги
1 .корневище

пырей, ландыш, ирис, ревень,орхидея

хохлатка, картофель, топинамбур

пролеска, тюльпан, лук, чеснок, лилия, нарцисс.

Г.Надземные части побегов
1. деление кустов

ковыль, полынь, аспидистра, примула, маргаритка, флоксы

ива, смородина, бальзамин, традесканция, хризантема

жасмин, смородина, крыжовник

земляника, лютик, хлорофитум, камнеломка, виктория, клубника.

Вывод: растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению. На Земле миллионы лет существуют растения, животные, грибы и бактерии, хотя каждый организм живет ограниченное время. Среди растений широко распространено вегетативное размножение, т. е. раз множение с помощью вегетативных органов; благодаря вегетативному размножению растения осваивают новые места обитания; растения в природе размножаются видоизмененными побегами (клубнями, луковицами, корневищами), стеблевыми, листовыми, корневыми черенками, корневыми отпрысками, усами, отводками.

  1. Закрепление.
  1. Что произойдёт, если лист растения циперус поставить в воду? (Размножение листом)
  2. Почему древние греки называли пырей ползучий “огонь полей”? (Размножение корневищем)
  3. У мамы – дочки на шнурочке? (размножение усами земляники)
  4. Чем отличается размножение малины от размножения смородины, крыжовника? (Корневищем, черенками, отводками)
  5. Какой орган употребляем в пищу у картофеля? (Клубень)

1. Вегетативным размножением называется:

  1. размножение с помощью семян;
  2. размножение с помощью вегетативных органов;
  3. размножение с помощью генеративных органов.

2. С помощью видоизмененных побегов-луковиц размножаются растения:

3. Стеблевыми черенками размножаются:

4. Крыжовник , черемуха, рябина размножаются:

5. Как можно размножать растение, если оно не имеет подземных
побегов, клубней, корневищ, луковиц;

  1. стеблевыми черенками;
  2. корневыми черенками;
  3. корневыми отпрысками.
  1. Ответ на проблемный вопрос.
  2. Рефлексия. Что знал и что узнал сегодня на уроке.
  3. Итог урока. Выставление отметок.
  4. Домашнее задание. Практическая работа. Размножить комнатное растение и принести в класс для озеленения.

Размножение листовыми черенками и частями листа.

Чаще всего растения размножаются вегетативно черенками. Черенок — это отрезок любого вегетативного органа. Вы, очевидно, наблюдали, как ветер ломает ветки у тополей или ранней весной при ледоходе отламываются вмерзшие в лед ветви растущих по берегам рек ив или других растений. Если они попадают на влажную почву, то дают придаточные корни и укореняются. Так на новом месте вырастает тополь, ива или другое растение. У бесстеблевых растений или растений, образующих лиственные розетки, для черенкования можно использовать только листья или фрагменты листьев. Добиться успеха можно с такими растениями как бегония с декоративными листьями, в том числе и бегония королевская, глоксиния , сенполия , толстянка , очиток, сансевиерия и др. Бегонию и сансевиеру можно размножить даже кусочками листа.

Различают два типа листовых черенков: черенки из целых листьев и черенки фрагментов листьев. Черенки из целых листьев. В субстрат вертикально втыкают черешок целого листа: сенполия, пеперомия, пилея, суккуленты… Корни начинают расти из точки соединения листа и черешка. У листьев многих бегоний и гибридов стрептокарпуса предварительно слегка надрезают жилки бритвой или острым ножом и кладут их на субстрат жилками вниз. Молодые растения появятся в местах надрезов.

Размножение корневыми отпрысками и черенками.

В сельском хозяйстве для размножения растений используют корневые черенки. Корневой черенок — это отрезок корня длиной 15—25 см. Корневыми черенками размножаются только те растения, у которых на корнях могут формироваться придаточные почки.

На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое, самостоятельно существующее растение. Корневыми черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений. Корневыми черенками легко размножается одуванчик. Если отрезать лопатой кусочек корня одуванчика, на нем летом образуются придаточные почки, из них — новые растения.

У таких растений, как осина, рябина, тополь, сирень, вишня, малина, осот, иван-чай, из придаточных почек на корнях вырастают побеги — корневые отпрыски. Эти растения называют корнеотпрысковыми. Со временем у корнеотпрысковых многолетников старые участки корней разрушаются, и отпрыски становятся самостоятельными растениями.

Размножение подземными видоизмененными побегами.

Корневищами размножаются такие злостные сорняки, как сныть, тысячелистник, подмаренник. Корневищные сорняки — бич полей. Они быстро расселяются и размножаются, заполняя корневищами весь пахотный слой. Через несколько дней после прополки появляются новые побеги из почек, находившихся на оставшихся в почве кусочках корневищ. Чтобы уничтожить сорняки, нужно тщательно выбрать из почвы все их корневища. Корневищами размножают многие ценные декоративные растения: ирисы, нивяник, ландыши, астры многолетние.

Клубнями размножают картофель, топинамбур. Когда клубней недостаточно, можно размножать ценные сорта частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней — это тоже вегетативное размножение побегами. Луковицами размножают лук, тюльпаны, нарциссы, лилии. Одна луковица может образовать несколько маленьких луковичек-деток.

Клубнелуковица представляет собой подземный утолщенный стебель, который служит для запасания питательных веществ. Внешне он очень похож на луковицу и их часто даже путают, но по строению они сильно различаются. Клубнелуковица короче и шире луковицы; на ней размещаются превратившиеся в тонкие сухие пленки листья, закрывающие ее и предохраняющие от повреждений и подсыхания; в пазухе каждого листа находится почка; верхушка стебля обычно развивается в цветоносный побег; корни вырастают из основания клубнелуковицы, часто имеющего вогнутую форму. У некоторых клубнелуковичных растений в верхней части клубнелуковицы формируется несколько цветочных почек. Клубнелуковицами размножаются гладиолусы, шафраны и.д.

Размножение надземными частями побегов.

Способность многих растений легко образовывать придаточные корни на побегах широко используют в садоводстве и цветоводстве. Стеблевыми черенками (отрезок побега с несколькими почками) размножают смородину, розу, тополь, иву и многие другие деревья и кустарники. Для этого весной, до распускания почек, однолетние одревесневшие черенки длиной 25—30 см сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках вырастут придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние декоративные растения, например флоксы, многие комнатные растения: бальзамин, колеус, пеларгонию и др.

Размножение ползучими побегами. Летом от материнского растения земляники отрастает несколько ползучих побегов — усов, в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками. Так же размножаются клюква, живучка, луговой чай и др.

Размножение отводками. Смородину, крыжовник, калину, яблони можно размножать отводками, т. е. пригнуть весной молодой побег так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надо надрезать кору, в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей, верхушку побега подвязать к воткнутой в землю палке. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от материнского растения и посадить на постоянное место.

Размножение делением куста. Это, пожалуй, наиболее простая возможность получить молодые растения, ведь некоторые виды способны сильно разрастаться, как, например, папоротники или аспарагусы. Применяется в том случае, если растение хорошо кустится и образует дочерние кустики или розетки с отдельными корнями (например: ковыль, полынь, аспидистра, примула, маргаритка, флоксы).

Деление производят весной или в начале лета, по окончанию периода покоя или после цветения. Растение осторожно вынимают из горшка и отделяют от него дочерние кустики. Места соединения разрезают острым ножом или разламывают. Большую поверхность среза посыпают порошком древесного угля, чтобы не допустить загнивания корней. Отделенные части рассаживают в не очень большие сосуды, что способствует образованию новой корневой системы. Каждая делянка должна иметь почки роста или зачатки побегов и корней. Делянки пересаживают в отдельные горшки, предварительно обмакнув корни в смесь глины и коровяка, и ставят в теплое хорошо освещенное место.

Источник

Могут ли растения производить потомство без помощи семян

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Могут ли растения производить

потомство без помощи семян

ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить размножение растений частями тела

познакомить учащихся со способами бесполого размножения, частями тела

продолжить формирование понятия размножение

выработать практические знания и умения по размножению растений частями своего тела

Предметные: учащиеся узнают о способах вегетативного размножения растения

Получат возможность научиться работать с учебником

Метапредметные : учащиеся овладеют способностями: понимать главную задачу урока

Умение формулировать и аргументировать свое мнение

Личностные: развитие познавательных потребностей на основе интереса к изучению данной темы

Умение обобщать приобретенные знания и применять их на практике

Понимать значение размножения для сохранения разнообразия живой природы

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, лук пророщенный семенами и луковицами, хлорофитум с розетками, черенки смородины, клубни картофеля, листья комнатной фиалки, стаканчики с почвой.

Взаимное приветствие учителя и учеников

А) Задание на соответствие на экране

1)Гаметы а) Процесс слияния женской и мужской гамет

2) Оплодотворение б) Оплодотворенная яйцеклетка

3) Зигота в) Половые клетки

4) Гермафродиты г) Способность живых организмов создавать

Работа по парам — взаимопроверка (ученики на каждой парте меняются вариантами, проверяют, используя ключи на доске)

Б) Конкурс пар «Верите ли вы, что…» — учащиеся на каждой парте, посоветовавшись, дают ответ

1) В семядолях пшеницы большой запас питательных веществ? ( Нет, они в эндосперме. )

2) Плоды служат только для защиты семян ( Нет, помогают их расселению и размножению )

3) Внутри плода расположены семена ( Да )

4) Почкование происходит только у животных ( Нет, еще у дрожжей- грибов )

5) При бесполом размножении потомства точная копия родителя ( Да )

В) Конкурс « Биоаукцион »- «ДВА В ОДНОМ»

Обычно в половом размножении участвуют два организма. После оплодотворения из зиготы образуется ( зародыш ) дающий начало новому организму. Но из любого правила есть исключение. В животном мире есть виноградная улитка, бычий цепень…( дождевой червь )…гидра, у которых размножение идет по-другому. Как называют эти организмы по способу размножения ( гермафродиты )

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся

Учитель: Собрались сегодня растения,

В огороде живущие и дикорастущие

Спросить хотят вас без стеснения,

Могут ли они давать потомство без семян?

Что же мы скажем растениям? Думаю, что вам несложно будет дать ответ.

Вспомните, как несколько уроков тому назад Иван Иванов и Петрова Мария перед всеми вами высаживали в разные лотки луковицы и семена лука.

Давайте посмотрим, что у нас получилось? ( лук пророс в обоих случаях )

— Следовательно, можно получить потомство и без семян. Растения могут размножаться частями своего тела. Как будет называться такое размножение ( бесполое ) Такой способ размножения (частями своего тела называется вегетативным с давних времен человек использует в своей практике — и в саду, и в огороде , а еще при размножении комнатных растений

-Быть может, вы знаете из книг, или видели, как бабушка с дедушкой в селе используют такое размножение. Какие части растений можно использовать?

— Давайте посмотрим слайд « Размножение растений Вегетативными органами»

У нас на уроке есть заготовки черенков смородины черной.

— Что такое черенок? Это часть однолетнего стебля с почками.

Сейчас мы посадим в подготовленные стаканчики с почвой. И урок за уроком будем наблюдать. А весной каждый из вас может взять свой черенок и посадить на даче или в огороде у бабушки в подготовленную почву. Посмотрите на рис. 36(1) на стр. 46

— Почки, оказавшиеся под землей дают начало…( учащиеся — корням), а надземные почки…(учащиеся — новым побегам или стеблям листьями)

Для этих целей можно использовать и часть корня — корневые отпрыски

Давайте посмотрим слайд «Размножение корневыми отпрысками»

После просмотра слайда вопрос к классу:

— Почему корневые отпрыски приживаются лучше, чем черенки? (часто черенки или загнивают от избытка влаги, или почки пересыхают при очень высокой температуре)

В размножении без семян участвуют и ползучие побеги –усы. Угадайте, какое растение так размножается? Угадали? ( клубника, земляника )

Посмотрите на рис. 36(2) на стр. 46 Он поможет вам сейчас ответить как происходит такое размножение.

Беседа. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делают выводы в результате познавательной и практической деятельности.

Коммуникативная деятельность: учащиеся строят понятные для одноклассников высказывания, извлекают необходимую информацию)

Цель: сменить деятельность учащихся, обеспечить эмоциональную разгрузку.

Раз, два, три – выросли кусты к солнцу потянулись (ученики медленной встают на носочки, тянут руки вверх) высоко стало им приятно и тепло

Ветерок пролетел — стебельки покачал (ученики делают наклоны влево и вправо)

Влево качнулись – низко пригнулись ( наклон — вправо, затем вниз)

Ветерок, убегай — ты кусты не сломай. Пусть они растут, Людям радость несут( Встают на носочки тянут руки вверх и затем опускают вниз)

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ:

— А знаете ли вы что частями тела можно размножать и комнатные растения. Сегодня у нас на демонстрационном столе стоят разные растения

— Знаете ли вы их название (комнатная фиалка, традесканция, хлорофитум, герань)

— Давайте отделим листовые черенки у потомства фиалки и поместим в подготовленный стаканчик с водой. Как только появятся корни на черешке листа , мы пересадим его в цветочный горшок.

— А это растение — хлорофитум размножается очень просто. Обратите внимание на эти длинные побеги, на конце которых есть скопления листьев в виде розетки с маленькими корешками. Давайте отделим эту розетку от материнского растения, посадим в небольшой горшок. И с сегодняшнего дня будем наблюдать.

— А еще у нас с вами есть клубни картофеля, на котором есть глазки с почками, а на этом клубне — появились даже побеги. Используйте увиденное при выполнении домашнего задания, когда будете заполнять таблицу.

— Сегодня мы работали и с учебником и смотрели слайды и даже провели практическую работу. Давайте сделаем вывод, согласно теме урока.

ВЫВОД: Растения могут размножаться и с помощью семян ( половое размножение) и частями своего тела( бесполое вегетативное размножение)

(беседа с элементами рассказа). Учащиеся отвечают, работают по группам при рассаживании хлорофитума и черенковании листьев фиалки, делают вывод.

4) ЗАКРЕПЛЕНИЕ : а) Размножение корнями свойственно( малине)

б) человек размножает картофель (клубнями)

в) Какую часть растения вы сегодня использовали для

Г) К какой форме размножения относится

5) РЕФЛЕКСИЯ: Сегодня на уроке

Домашнее задание: изучить §15. Заполнить таблицу

Источник

Оцените статью