Ты становишься человеком второго сорта

Человек второго сорта

В нашей культуре принято поднимать самооценку за счёт «людей второго сорта». Сегодня расскажу, почему так происходит и как жить в этой системе.

На днях муж моей подруги купил старенькую «Волгу». В дружеском чате близкие люди сказали ему, что креатив гавно и автор мудак. Шучу. Они просто подняли его на смех, не стесняясь в выражениях. Ой, это же одно и то же. Так человек, который не сделал ничего плохого, на фоне других людей стал человеком «второго сорта».

Свой и чужой

Мы сортируем окружающих в автоматическом режиме, разделяем их на «своих» и «чужих». Ориентиры «свой» и «чужой» обусловлены эволюционно: первый безопасен, второй опасен. Мы бы не выжили, не умей мы отделять баранов от львов. Мы ассоциируем с понятием «свой»: друг, помощь, радость, удовольствие, информацию, комфорт, а с понятием «чужой»: враг, помехи, печаль, неприятности, дезинформацию, дискомфорт.

И если в животном мире более-менее понятно, кто кому волк, то в мире людей мы задействуем множество фильтров, чтобы определить «друга» и «врага». Цивилизация исказила биологический механизм выживания, теперь «чужой» не столько угрожает нашей жизни, сколько вызывает неприязнь.

В силу нашего опыта и убеждений, «чужим» может оказаться:

  • Представитель какой-либо социальной группы: женщина, мужчина, иностранец, богатый человек, врач, дворник, безработный, бомж, ребёнок, инвалид, человек с развитой мускулатурой, религиозный человек. Тот, кто травмировал нас лично или тот, о ком мы слышали плохое.
  • Спорщик, идейный оппонент, носитель противоположного мнения: «кто не с нами, тот против нас».

Если мы выделяем в неприятном человеке какой-либо признак, то в будущем мы настороженно относимся к людям с этим признаком. Чем больше тревожащих признаков, тем больше неприязни.

«Свой» может претендовать на наши ресурсы и поддержку, «чужой», в лучшем случае, является «человеком второго сорта», его права ограничены.

Нелюди

В истории осталось множество примеров преследования и уничтожения людей по какому-либо признаку. Средневековые европейцы сжигали на кострах красивых женщин и снаряжали крестовые походы на сарацин. Еврейский народ на протяжении тысячи лет испытывал гонения и казни. Коммунисты вырезали зажиточных крестьян и священников. Древние римляне изобрели термин «враг народа», которым впоследствии пользовались французские революционеры для оправдания террора, а ещё позже «врага народа» подхватил сталинский режим. Раны, которые нанесла обществу нацистская идеология XX века, кровоточат до сих пор.

В чём заключается секрет подобной жестокости? Сегодня я наткнулась на цитату короля Пруссии Фридриха II Великого: «Если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны.» Чтобы заставить человека убивать других людей, нужно тщательно его обработать. Тут задействуется та же схема «свой/чужой», только в ячейки подставляется «человек» и «нечеловек».

Прикладная дегуманизация

С «нечеловеком» проще делать что угодно, т. к. этический вопрос касается только «людей», а сопереживать «нечеловекам» глупо. Так, например, мотивировали японский «Отряд 731», который разрабатывал биологическое оружие и ставил жуткие эксперименты на живых китайцах: «китайцы — не люди». Нацистская пропаганда против untermensch (недочеловеков) тоже работала эффективно: представители «высшей» расы охотно уничтожали «недостойных» представителей «низшей».

Но что значит быть человеком «второго сорта» на бытовом уровне? Это зависит от моральных ценностей сортировщика. Чаще всего людей второго сорта принято информировать об их статусе: оскорблять, унижать, высмеивать, критиковать внешность, предпочтения. Люди «второго сорта» часто «не заслуживают» помощи, не имеют права на гуманное обращение, не имеют права на ошибку, на удовлетворение естественных потребностей, на физическую неприкосновенность.

При этом у людей «первого» сорта не возникает внутреннего конфликта: «недолюди» не заслуживают того, чего заслуживаю я, Человек». Но в этой теории есть слабое место.

Кого сегодня жгут на площади?

Если принять существование людей «второго сорта», то для каждого из нас появится риск оказаться в этой группе. Для кого-то больший, для кого-то меньший. Если на площади каждый день жгут «нелюдей», то неизвестно, кого объявят «нелюдем» завтра.

Глава НКВД, Генрих Ягода, который в 1930-х учредил ГУЛАГ, был расстрелян в 1938 году как изменник. Организатор массовых репрессий Николай Ежов расстрелян в 1940 году по обвинению в подготовке переворота. После смерти Сталина в 1953 году его сподвижник Лаврентий Берия вместе со своей командой расстрелян как изменник и шпион.

Часто для того, чтобы стать человеком «первого сорта», нужно найти людей «второго». Чтобы казаться умным, надо найти глупого.

Успешный человек, который сегодня издевается над бомжем, завтра может разориться, уйти в депрессию и спиться. Красавица, которая презирает «дурнушек», завтра может лишиться красоты. Люди, которые унижают других людей за глупость, сами для кого-то глупы.

У людей «первого сорта» нет никаких гарантий на постоянное нахождение в привилегированной группе. Уберечься от костра можно только одним способом: отменить костёр, перестать унижать кого бы то ни было. Ввести практику, когда и «свой» и «чужой» имеют одинаковое право.

Чем больше усложняется цивилизация, тем больше прав получают разные социальные группы. Современников ужасает нацистская идеология, но у средневекового человека она не вызвала бы отторжения. Человечество учится управлять примитивными инстинктами, отказывается от шаблонов в пользу критического мышления и эволюционирует.

Государства отменяют смертную казнь. Европейские тюрьмы становятся похожими на человеческое жилище. Отношение к женщинам постепенно меняется с потребительского на уважительное. Это происходит небыстро, но это происходит. Что мы с вами можем сделать для приближения светлого будущего?

Перестать унижать других людей. Даже если мы считаем, что они неправы. Научить этому своих детей.

Если хотите получать мои статьи на электронную почту, подпишитесь на мой блог .

Источник

Теперь я человек второго сорта

Вопрос психологам

Спрашивает: Ольга

Категория вопроса: Здоровье

Здравствуйте уважаемые психологи!! Пару лет назад при сдаче анализов в период беременности я узнала что больна хронич. гепатитом В. Я не могу с эти примириться, не могу принять себя такую. Я никогда не вела аморальный образ жизни, не принимала наркотики, более того я не пью и не курю, не водилась с наркоманами и проститутками, в общем я понятия не имею от куда у меня эта болезнь, которую я НЕНАВИЖУ. Я ни в чем не виновата, как и многие другие люди, которые заразились подобным в детстве при операции, переливании крови или у стоматолога. Это русская рулетка и я это понимаю. НО, менталитет нашего народа не позволяет таким, ни в чем не повинным людям, жить спокойно без неприязни к себе. Я конечно никому не рассказываю, иначе все бы отвернулись, постоянно трясусь над ребенком, дабы не заразить, это уже доходит до сумасшествия. единственный человек который не боялся заразиться это был мой муж, но с ним я развелась, теперь нет такой поддержки больше. Пытаюсь устроиться на работу и у меня уже заведомо комплексы что узнают и не возьмут или будут косо смотреть и брезговать. А сколько вопросов в интернете нахожу. «у нас появился на работе больной гепатитом!! что же делать. скорее надо вызвать службу по дезинфекции. а мы ели в одной столовой. » причем тут столовая. он что там вены резал?:)) всё от людской безграмотности. А как же жить и ощущать себя человеком второго сорта.

Источник

Как не стать человеком «второго сорта»

Недавно переписывалась тут в ФБ с френдом по поводу иммиграции в Канаду. И пишет мне он, что они с женой выбрали Канаду во многом из-за того, что тут к иммигрантам не относятся так, как будто мы — люди второго сорта.

И что-то эта тема прямо всколыхнула целый пласт моих размышлений. Про второсортность. И первосортность. Решила поделиться с вами этими своими мыслями.

Откуда берутся «люди второго сорта»

Я считаю, что процесс «сортировки», которую другие якобы осуществляют по отношению к нам, присутствует исключительно в нашей голове. Это мы сами относим себя ко второму сорту, а думаем, что это делают другие. Ну, или к первому, в зависимости от контекста.

Чтобы доказать свой тезис, я отклонюсь немного от иммиграции в сторону национальной темы. Понимаю, что это минное поле, но просто на этом примере всё быстрее станет понятно. А тех, кто начнёт возбуждаться и проецировать на меня свои галлюцинации, буду беспощадно банить, чай не привыкать.

Я родилась и выросла в Казахстане, будучи этнической русской, так что тема национализма и шовинизма мне знакома не понаслышке.

В СССР мы, конечно, все были интернационалисты, но на самом деле большинство людей были весьма далеки от того, чтобы признавать равенство всех наций и этносов. Кто-то выражал своё презрение к другим этносам открыто и агрессивно, но большинство позволяли себе это делать только «на кухне», за закрытыми дверями. Только сути это не меняет.

Официальной статистики у меня на этот счёт нет, да и как её получишь — не будут же люди в опросах честно признаваться, что они шовинисты. Я просто верю своим глазам и ушам, а они мне говорят, что тогда, в СССР, в моём окружении довольно много людей (процентов 60-70, наверное) были националистами. Включая членов моей собственной семьи (не всех, конечно). То есть, казахов, среди которых они жили, они считали людьми второго сорта. А то и третьего. А себя, как часть русской нации, относили к первому сорту. Да что там скромничать, ладно, даже к высшему .

И это всё в стране, которая была «дружбы народов надёжный оплот»

Союз давно развалился, а великодержавный шовинизм русских никуда не исчез, как мне кажется. Он остался и у русских в Казахстане, и даже тут, в Канаде, живёт и процветает. Процент примерно тот же, не замечаю тут серьёзных изменений. Про Россию вообще молчу.

Национализм как раз является частным случаем такого психического процесса, когда мы начинаем оценивать людей, исходя из их этнической принадлежности, и сортируем их в зависимости из имеющейся у нас в голове иерархии этносов. И цифры эти, хоть и совершенно субъективные, всё-таки дают представление, насколько прочно и сильно это процесс «сортирования» врос в нашу жизнь.

Я считаю, что именно те, кто внутри себя делит людей на «сорта», как раз и страдает от собственной второсортности в определённых контекстах.

Например, в случае иммиграции.

Это как раз тот случай, когда «судят по себе». Проецируют свой процесс, частенько даже плохо осознаваемый, на других. Такой человек, если предъявить ему этот мой тезис, наверняка начнёт доказывать, что всё это неправда, и он не считает людей другой расы вторым сортом. Что он за мир во всём мире и равноправие. Ну да, ну да…

Вы мне сейчас скажете – а чем докажешь?

Доказательства у меня ненаучные и сугубо субъективные, основанные исключительно на собственном опыте. Но других нет и не будет.

Дело в том, что я в этом смысле сильно отличалась от своего окружения. Я была настоящей интернационалисткой. Как это получилось, не знаю, но так вышло.

Вдаваться с тонкости своих убеждений я не буду. Скажу только, что я не делила и не делю людей на «сорта» ни по каким критериям. Хотя нет, один критерий всё-таки присутствует — это их поведение. Я оцениваю их поведение, конечно же. Но не родословную.

Но никогда не припишу какие-то особенности этого самого поведения принадлежности человека к определённой нации

А, когда мы «сортируем» людей по какому-либо признаку, то неизбежно начинаем ожидать от них какого-то конкретного поведения, свойственному тому или иному «сорту». Для этого и существуют эти системы оценки.

Если вы относите человека к «быдлу», то вы ждёте от него соответствующего поведения. И своё поведение тоже будете регулировать в зависимости от категории, к которой вы отнесли партнёра. Если «быдло», то перейду-ка я лучше на другую сторону дороги, а то. сами понимаете, от «быдла» ничего хорошего ждать не приходится.

Вы же, думаю, знаете про самосбывающиеся пророчества, так это как раз про них. Что мы ждём от людей, то и получаем. Они считывают наше истинное отношение к ним, даже если мы идём к ним навстречу с распростёртыми объятиями и улыбкой 6 на 9 на лице, и реагируют именно на него. А мы получаем подтверждение своих ожиданий и только укрепляемся в них.

Но давайте вернёмся к доказательству моего тезиса.

Главным и самым очевидным доказательством истинности своего тезиса я считаю тот простой факт, что я никогда и нигде не ощущала себя человеком второго сорта. Или третьего. Или, не дай бог, пятого. И первым сортом тоже себя не чувствовала. Потому что вообще не мыслю в таких категориях и не сравниваю себя с другими в парадигме «лучше – хуже». Я беру в расчёт только поведение и оцениваю его по результатам и эффективности.

И именно поэтому, я считаю, никогда не чувствовала, что ко мне относятся хуже или предвзято, потому что я русская

А я не в России, замечу, жила, а в Казахстане. И там у нас всяко бывало на почве межнациональных отношений.

И декабрьские события 1986 года у нас были, когда казахская молодёжь вышла протестовать против назначения русского первым секретарём. Тогда национальный вопрос заострился, как никогда раньше. Вокруг меня началась истерия – казахи такие-сякие, русских режут, нас тут всех поубивают, надо прятаться или бежать.

Но я и тогда не чувствовала никакой враждебности или угрозы со стороны казахов. А работала я в то время, надо сказать, в театрально-художественном институте, где было много активистов, вышедших на площадь и впоследствии получивших большие тюремные сроки.

Ни разу за 45 лет в Казахстане я не слышала ни намёка на оскорбление или унижение меня в связи с национальностью. Никогда мне не говорили ничего типа «понаехали, тут» или «чемодан, вокзал, Россия». Никто никогда не дискриминировал меня по национальному признаку в государственных учреждениях. Никто никогда демонстративно не заговаривал со мной на казахском.

Ни-ког-да!

Вы спросите, ну, и что это доказывает?

Этот факт сам по себе вроде бы ничего не доказывает. Но весь прикол в том, что многих русских в моём окружении постоянно притесняли и оскорбляли. На тех же улицах, в тех же компаниях, в тех же учреждениях. Меня – нет, а их постоянно. Знаю это я по их жалобам. Да и не только.

Была ситуация, когда мою знакомую оскорбили по национальному признаку, а меня нет. Прямо так и сказали: а к вам, девушка, это не относится. Ничего серьёзного, обычная бытовая свара на улице, кто-то не так посмотрел, не то сказал.

Мы с этой знакомой вели себя в этой ситуации по-разному, смотрели на этих казахских парней по-разному, интонации у нас были разными, и получили разную реакцию. Её послали матом, добавив слова «унижающие национальное достоинство русской нации», а передо мной извинились и чуть ли не раскланялись.

Именно поэтому я и считаю, что вся наша второсортность существует исключительно в наших головах

Мы просто не представляем себе, как можно иначе, если в нас врос именно такой процесс распределения людей по категориям.

Когда я в 17 лет приехала учиться в Москву, меня пугали высокомерными и зажравшимися москвичами, которые якобы презирают провинциалов. Ни разу не встретила такого отношения к себе. Вот честно! Только доброжелательное внимание, помощь и радушие. Причём, это я не про родственников и друзей говорю, а про совершенно незнакомых людей.

Скажете, это мне просто повезло? Не думаю.

Сейчас уже можно сделать выводы, что это не было случайностью. То, что моё достоинство никогда не подвергалось унижению, напрямую связано с тем, как я относилась к людям вокруг меня. Я не делила их на «сорта», и они меня тоже не «сортировали». А других, относившихся к ним иначе, «сортировали», да ещё как. Одни и те же люди, заметьте.

И какой вывод сделали мы с той знакомой об этих парнях? Она – что они законченные националисты и хамы, я – что нормальные вежливые ребята с понятиями. Потому что на её уничижительные и хамские по сути реплики я бы также ответила, как они, если честно.

Её изначальный стереотип в очередной раз подтвердился, она только укрепилась в своём мнении, что казахи – люди второго сорта и такие-сякие. Мои выводы о тех же людях были диаметрально противоположными.

С иммиграцией те же фаберже

Как русские, живущие в России, относятся к приезжим из Средней Азии? Опять же, не все, а те условные 60-70%. Все мы это знаем, не мне вам объяснять. Такого же отношения они ждут к себе, если решают переехать в более развитую по их представлениям страну. Закон параллельности процессов. Тут у нас узбеки — люди второго сорта, а там — мы сами, раз мы приезжие, плохо знаем язык, обычаи и историю новой страны.

Я считаю, что в Канаде ко всем иммигрантам относятся хорошо. Никакой «второсортности», никакой дискриминации или презрения. И здесь же рядом со мной живут русские, которые расскажут вам ужасные истории о том, как их притесняли и унижали «великодержавные» канадцы. Понаслушалась я тут этих историй по самое «не могу».

Одна страна, один и тот же иммигрантский путь. А какие разные впечатления!

Или вот сейчас, в связи с противостоянием России и Запада, вокруг меня многие русские ноют о том, как их не любят в их странах. Особенно много рассказывают страстей про Америку. Только, говорят, услышат американцы русский акцент, так сразу и давай хамить, плохо обслуживать и унижать. В Канаде таких жалоб поменьше, но тоже есть.

А со мной такого не происходит. Хотя акцент у меня тоже русский. Удивительно, правда?

Если развивать эту тему вширь, то вообще любые убеждения, системы оценок, схемы, градации и иерархии искажают и ограничивают наш контакт с реальностью. Ну, разве что, кроме тех, что обеспечивают нам базовую безопасность.

Это ограничение происходит за счёт очень простого механизма. Убеждённые в чём-либо, мы неосознанно фильтруем все входящие сигналы таким образом, чтобы впускать в сознание только те, что подтверждают наше убеждение. Все остальные безжалостно игнорируются.
«Ну, я же говорил!» — самосбывающееся пророчество сработало, и ложное, ограничивающее убеждение в нашей картине мира укрепилось ещё сильнее.

Мир такой, каким вы его нарисовали в своей голове. Возьмите и перерисуйте, если не нравится.

Попробуйте избавиться от чужих, навязанных, сомнительных и не проверенных своим опытом убеждений про то, какой мир, и он откроется вам новой, неожиданной и очень прекрасной стороной.

Проверено на себе!

P.S. А высшей точкой взросления является состояние, когда у вас нет вообще никаких убеждений. И тогда исчезают любые ограничители для достижения ваших целей, кроме объективно существующих. Не знаю, способен ли человек дорасти до этого уровня, но стремиться туда надо!

Больше материалов о том, как стать счастливым, хоть в иммиграции, хоть на родине, читайте в моём Полном курсе счастливой жизни

Источник

Оцените статью