Получением высокоурожайных сортов растений занимается наука

Биология как наука. Методы научного познания

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора по биологии biorepet-ufa.ru.

На этой странице приводятся ответы на некоторые вопросы открытого банка заданий ФИПИ по биологии по разделу «Биология как наука. Методы научного познания».

Представлены ответы лишь на те вопросы, которые вызывали затруднения у учащихся.

Сложным, например, оказалось такое простое задание, требующее определения уровня организации живого, на котором изучаются структуры белка. Вместо молекулярного уровня учащиеся выбирали клеточный или организменный уровни.

Экосистему хвойного леса многие ученики относят к биосферному уровню организации жизни вместо биогеоценотического.

Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?
1) обмен веществ;
2) раздражимость;
3) размножение ;
4) изменчивость.

Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука:
1) физиология растений;
2) экология растений;
3) палеонтология;
4) селекция.

Генеалогический метод использует наука:
1) морфология;
2) биохимия;
3) генетика;
4) эмбриология.

На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации?
1) биосферном;
2) экосистемном;
3) популяционном;
4) организменном.

Генные мутации происходят на уровне организации живого:
1) организменном;
2) популяционном;
3) видовом;
4) молекулярном.

Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука:
1) селекция;
2) генетика;
3) физиология;
4) ботаника.

Выведением новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов занимается наука:
1) генетика;
2) биохимия;
3) цитология;
4) селекция.

Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?
1) генная инженерия;
2) микроскопирование;
3) цитогенетический анализ;
4) культуры клеток и тканей;
5) центрифугирование;
6) гибридизация.
(Поскольку вопрос о методах, позволяющих исследовать «строение и функции клеток», то традиционно здесь только два ответа абсолютно подходят: микроскопирование и центрифугирование. «Цитогенетический анализ» или изучение кариотипа организма генетиками тоже может являться правильным ответом на вопрос о строении клетки, но уже в более «частном случае». А все остальные ответы уж точно из области биотехнологии: генной, клеточной и тканевой инженерии, поэтому правильные ответы здесь 2, 3, 5).

Генетика имеет большое значение для медицины, так как она:
1) устанавливает причины наследственных заболеваний;
2) создает лекарства для лечения больных;
3) ведет борьбу с эпидемиями;
4) защищает окружающую среду от загрязнения мутагенами.

Главный признак живого:
1) движение;
2) увеличение массы;
3) обмен веществ;
4) преобразование веществ.

Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод:
1) светового микроскопирования;
2) электронного микроскопирования;
3) центрифугирования;
4) культуры тканей.

Процессы экологического и географического видообразования исследует наука:
1) генетика;
2) селекция;
3) об эволюции;
4) систематика.

По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы:
1) обмен веществ и превращение энергии;
2) самовоспроизведение;
3) наследственность и изменчивость;
4) адаптированность;
5) раздражимость;
6) поддержание гомеостаза;
7) способность к уменьшению энтропии.

В цитологии используют метод:
1) гибридологического анализа;
2) искусственного отбора;
3) электронной микроскопии;
4) близнецовый.

Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы:
1) организменный;
2) биоценотический;
3) биосферный;
4) популяционно-видовой.

Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?
1) экология;
2) генетика;
3) селекция;
4) цитология.

Основная задача систематики – изучение:
1) этапов исторического развития организмов;
2) отношений организмов и окружающей среды;
3) приспособленности организмов к условиям обитания;
4) организмов и объединение их в группы на основе родства.

На каком уровне организации живого осуществляется в природе круговорот веществ?
1) клеточном;
2) организменном;
3) популяционно-видовом;
4) биосферном.

Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно:
1) уменьшение веса;
2) перемещение в пространстве;
3) дыхание;
4) растворение веществ в воде.

Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод:
1) микроскопии;
2) пересадки генов;
3) конструирования генов;
4) центрифугирования.

Ископаемые останки организмов изучает наука:
1) биогеография;
2) эмбриология;
3) сравнительная анатомия;
4) палеонтология. (Поместил этот простой вопрос, так как в оригинале на сайте ФИПИ написан термин «ископаемые остатки»).

В какой микроскоп можно увидеть внутреннее строение хлоропластов?
1) школьный;
2) световой;
3) бинокулярный;
4) электронный.

Один из признаков отличия живого от неживого – это способность к:
1) изменению размеров;
2) самовоспроизведению;
3) разрушению;
4) росту.

Изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул стало возможным после изобретения:
1) ручной лупы;
2) электронного микроскопа;
3) штативной лупы;
4) светового микроскопа.

Наука, изучающая сходство и различие зародышей позвоночных:
1) биотехнология;
2) генетика;
3) анатомия;
4) эмбриология.

Близнецовый метод используется в науке:
1) селекции;
2) генетике;
3) физиологии;
4) цитологии.

Образование новых видов организмов происходит на уровне организации живого:
1) организменном;
2) популяционно-видовом;
3) биогеоценотическом;
4) биосферном.

Какая наука занимается проблемами взаимосвязи организмов между собой и их средой обитания?
1) палеонтология;
2) эмбриология;
3) экология;
4) селекция.

Какому уровню организации живого свойственны хромосомные мутации?
1) организменному;
2) видовому;
3) клеточному;
4) популяционному.

В световой микроскоп можно увидеть:
1) деление клетки;
2) биосинтез белка;
3) рибосомы;
4) молекулы АТФ.

Первичную, вторичную, третичную структуры белка изучают на уровне организации живого:
1) тканевом;
2) молекулярном;
3) организменном;
4) клеточном.

Причины комбинативной изменчивости изучают:
1) генетики;
2) палеонтологи;
3) экологи;
4) эмбриологи.

Какой метод исследования используют в цитологии?
1) гибридологический;
2) центрифугирования;
3) генеалогический;
4) инбридинг.

Какой признак живого характерен для вирусов?
1) раздражимость;
2) возбудимость;
3) обмен веществ;
4) воспроизведение.

Нарушения углеводного обмена у человека исследуют с помощью метода:
1) цитогенетического;
2) генеалогического;
3) экспериментального;
4) биохимического.

Особенности процессов онтогенеза изучает наука:
1) систематика;
2) селекция;
3) эмбриология;
4) палеонтология.

Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции:
1) организма растений;
2) органов животных;
3) органоидов клетки;
4) систем органов.

Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа?
1) рибосомы;
2) ядра;
3) хлоропласты;
4) вакуоли.

В основе разделения органоидов методом центрифугирования лежат их различия по:
1) размеру и массе;
2) строению и составу;
3) выполняемым функциям;
4) расположению в цитоплазме.

Созданием новых особей из комбинированных клеток занимается:
1) цитология;
2) микробиология;
3) клеточная инженерия;
4) генная инженерия.

Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме:
1) генетика;
2) селекция;
3) органическая химия;
4) молекулярная биология.

Начальные стадии онтогенеза позвоночных животных изучает наука:
1) морфология;
2) генетика;
3) эмбриология;
4) анатомия.

У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Источник

Проверочная работа по теме «Селекция растений»
тест по биологии (11 класс) на тему

Проверочная работа по теме «Селекция растений»

Скачать:

Предварительный просмотр:

1. Задание. Открытие Н. И. Вавиловым центров многообразия и происхождения культурных растений послужило основой для создания

1) главного ботанического сада 2) коллекции семян видов и сортов растений

3) селекционных станций 4) института генетики

2. Задание. В селекции растений используют метод полиплоидии для получения

1) явления гетерозиса 2) чистых линий

3) высокоурожайных сортов 4) трансгенных растений

3. Задание. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений

1) скрещивают особи двух чистых линий

2) скрещивают родителей с их потомками

3) кратно увеличивают набор хромосом

4) увеличивают число гомозиготных особей

4. Задания. Н. И. Вавилов определил центры происхождения растений

1) культурных 2) дикорастущих 3) светолюбивых 4) травянистых

5. Задание. Группа наиболее сходных по строению и жизнедеятельности растений, созданная путём отбора особей с полезными для человека признаками, называется

1) видом 2) сортом 3) культурным растением 4) сообществом

6. Задание. Получение селекционерами сортов полиплоидной пшеницы возможно благодаря мутации

1) цитоплазматической 2) генной

7. Задание Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов

1) выращиванием растений на удобренных почвах

2) вегетативным размножением с помощью отводков

3) скрещиванием растений разных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками

4) выращиванием растений на бедных почвах

8. Задание. Для восстановления способности к воспроизведению у гибридов, выведенных методом отдаленной гибридизации,

1) получают полиплоидные организмы 2) их размножают вегетативно

3) получают гетерозисные организмы 4) выводят чистые линии

9. Задание. Какое явление наблюдается при скрещивании двух чистых линий между собой и получения в результате высокоурожайного гибрида?

1) полиплоидия 2) гетерозис

3) экспериментальный мутагенез 4) отдаленная гибридизация

10. Задание. Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено

1) проявлением доминантных мутаций

2) увеличением числа гетерозиготных особей

3) уменьшением числа гомозиготных особей

4) проявлением рецессивных мутаций

11. Задание. Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука

1) селекция 2) генетика 3) физиология 4) ботаника

12. Задание. Для получения полиплоидов на делящуюся клетку воздействуют колхицином, который

1) разрушает ядерную мембрану 2) разрушает веретено деления

3) увеличивает скорость деления клетки 4) обеспечивает синтез ДНК в ходе митоза

13. Задание. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами называют

1) гетерозисом 2) полиплоидией

3) мутагенезом 4) гибридизацией

14. Задание. У растений чистые линии получают путем

Источник

Получением высокоурожайных сортов растений занимается наука

Пояснение . Для гетерозиса используют отдаленную гибридизацию,для создания чистых линий используют близкородственные скрещивания, трансгенные организмы создает генная инженерия.

В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений

Пояснение . Полиплоидия – это кратное увеличение набора хромосом при мейозе. В селекции растений такую мутацию вызывают искусственно, разрушая веретено деления во время расхождения хромосом.

Н. И. Вавилов определил центры происхождения растений

Пояснение . Вавилов определил центры происхождения культурных растений.

Массовый отбор как метод селекции в отличие от индивидуального отбора

Пояснение . А,Б,В – характерно для индивидуального отбора.

Массовый отбор – проводится по фенотипу (по экстерьеру).

Индивидуальный отбор – проводится по генотипу, т. е. с учетом данных о фенотипе родителей, потомства и других родственников.

Группа наиболее сходных по строению и жизнедеятельности растений, созданная путём отбора особей с полезными для человека признаками, называется

Пояснение . В селекции растений создаются новые сорта.

Получение селекционерами сортов полиплоидной пшеницы возможно благодаря мутации

Пояснение . Полиплоидные организмы имеют увеличенное количество хромосом, это геномные мутации.

Геномные мутации — это мутации, которые приводят к добавлению либо утрате одной, нескольких или полного гаплоидного набора хромосом. Полиплоидии — кратного изменения числа хромосом.

Хромосомные мутации — тип мутаций, которые изменяют структуру хромосом. Классифицируют: делеции (утрата участка хромосомы), инверсии (изменение порядка генов участка хромосомы на обратный), дупликации (повторение участка хромосомы), транслокации (перенос участка хромосомы на другую).

Генные мутации — это мутации, в результате которых изменяются отдельные гены и появляются новые аллели . Генные мутации связаны с изменениями, происходящими внутри данного гена и затрагивающими его часть. Обычно это замена азотистых оснований в ДНК, вставка лишней пары или выпадение пары оснований.

Цитоплазматические мутации – изменения в ДНК митохондрий и пластид. Передаются только по женской линии, т. к. митохондрии и пластиды из сперматозоидов в зиготу не попадают.

Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов

Пояснение . В селекции растений часто используется скрещивание растений разных сортов (отдаленная гибридизация) и искусственный отбор желаемых признаков.

Для восстановления способности к воспроизведению у гибридов, выведенных методом отдаленной гибридизации,

Пояснение . Отдаленная гибридизация, т. е. скрещивание растений, которые относятся к разным видам и даже родам, перспективна для создания совершенно новых форм растений. Однако гибриды первого поколения, как правило, бесплодны. Причина бесплодия заключается в нарушении конъюгации хромосом в мейозе. Полиплоидизация отдаленных гибридов приводит к восстановлению плодовитости благодаря нормализации мейотического процесса.

Впервые отечественный генетик Г. Д. Карпеченко в 1924 г. на основе полиплоидии создал плодовитый капустно-редечный гибрид

Какое явление наблюдается при скрещивании двух чистых линий между собой и получения в результате высокоурожайного гибрида?

Пояснение . Гетерозис — превосходство детей над родителями по продуктивности, плодовитости, жизнеспособности. Проявляется только в F1. Гетерозис получается при спаривании гомозиготных (чистых линий), разных по генотипу родителей, чтобы у детей возросла гетерозиготность. В основе гетерозиса лежит резкое повышение гетерозиготности у гибридов первого поколения и превосходство гетерозигот по определённым генам над соответствующими гомозиготами.

Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено

Пояснение . При скрещивании гетерозисных растений (гетерозигот) рецессивные мутации переходят в гомозиготное состояние и проявляются. При проявлении рецессивных мутаций могут появиться нежелательные признаки, которые не ожидали селекционеры.

Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука

Пояснение . Генетика изучает наследственность и изменчивость организмов, физиология – наука о процессах жизнедеятельности организмов, ботаника – наука о растениях.

Для получения полиплоидов на делящуюся клетку воздействуют колхицином, который

Пояснение . Колхицин разрушает нити веретена деления, и хромосомы не расходятся к полюсам во время мейоза, образуется полиплоидный организм.

Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате искусственного отбора, — это

Пояснение . Искусственно выводят сорта растений. Вид образуется в ходе естественного отбора.

Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами называют

Пояснение . УФ и рентгеновские лучи являются мутагенными факторами, в селекции их используют для получения искусственных мутаций.

У растений чистые линии получают путем

Пояснение . Чистые линии имеют признаки в гомозиготном состоянии, это достигается близкородственными скрещиваниями или самоопылением.

Пояснение . Учение о центрах происхождения культурных растений — Н. И. Вавилов

3 — Несколько теорий, много авторов. Например,

Теория самозарождения — Ф. Реди

Теория «первичного бульона» — Теория Опарина — Холдейна

Знания центров происхождения культурных растений используются селекционерами при

Пояснение . Вавилов открыл центры многообразия и происхождения культурных растений, что расширило знания для селекционеров. Знания центров происхождения культурных растений используются селекционерами при подборе исходного материала для получения нового сорта

Возможность подбора родительских пар для скрещивания и получения потомства с нужными селекционеру признаками возросла благодаря открытию Н. И. Вавиловым

Пояснение . Вавилов открыл центры многообразия и происхождения культурных растений, что расширило знания для селекционеров.

Районы, где сосредоточено наибольшее разнообразие сортов растений, считают местами их происхождения, так как они

Пояснение . Вавилов определил центры происхождения культурных растений, которые соответствуют древним очагам земледелия.

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости установил

Пояснение . Закон гомологических рядов вывел Вавилов.

Какой вклад в генетику и селекцию внес Г. Д. Карпеченко?

Пояснение . Использовал в создании новых сортов отдаленную гибридизацию, и вывел способ преодоления бесплодия межвидовых гибридов.

Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует

Пояснение . Для получения чистой линии, то есть генетически однородного сорта, применяют индивидуальный отбор, при котором путем самоопыления получают потомство от единственной особи с желательными признаками.

Однако затем проводят перекрестное опыление между разными самоопыляющимися линиями и в результате в ряде случаев получают высокоурожайные гибриды, обладающие нужными селекционеру свойствами. Это метод межлинейной гибридизации, при котором часто наблюдается эффект гетерозиса: гибриды первого поколения обладают высокой урожайностью и устойчивостью к неблагоприятным воздействиям. Гетерозис характерен для гибридов первого поколения, которые получаются при скрещивании не только разных линий, но и разных сортов и даже видов.

Полиплоидия — увеличение числа хромосом в ядре клетки, кратное гаплоидному набору, вызывается ядами, разрушающими веретено деления.

Мутагенез — это внесение изменений в нуклеотидную последовательность ДНК (мутаций).

Результатом клонирования клубники становится организм, имеющий

Пояснение . Клонирование — образование идентичных потомков (клонов) путём бесполого размножения. Результатом клонирования является популяция клеток или организмов с одинаковым набором генов (генотип).

Южноамериканский центр происхождения культурных растений — это родина

Пояснение . Перечислим центры происхождения культурных растени и основные происходящие из них культуры:

1) Южноазиатский тропический центр: тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии. Исключительно богат культурными растениями (около 1/3 известных видов культурных растений). Родина риса, сахарного тростника, множества плодовых и овощных культур.

2) Восточноазиатский центр: Центральный и Восточный Китай, Япония, остров Тайвань, Корея. Родина сои, нескольких видов проса, множества плодовых и овощных культур (около 20% мирового многообразия).

3) Юго-западноазиатский центр: Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Северо-Западная Индия. Родина нескольких форм пшеницы, ржи, многих зерновых, бобовых, винограда, плодовых (в нем возникло 14% мировой культурной флоры).

4) Средиземноморский центр: страны, расположенные по берегам Средиземного моря. Этот центр дал около 11% видов культурных растений. В их числе маслины, многие кормовые растения (клевер, одноцветковая чечевица), многие овощные (капуста) и кормовые культуры.

5) Абиссинский центр: небольшой район Африканского материка с очень своеобразной флорой культурных растений, древний очаг самобытной земледельческой культуры. Родина зернового сорго, одного вида бананов, масличного растения нута, ряда особых форм пшеницы и ячменя.

6) Центральноамериканский центр: Южная Мексика. Родина кукурузы, длинноволокнистого хлопчатника, какао, ряда тыквенных, фасоли — всего около 90 видов культурных растений.

7) Андийский (Южноамериканский) центр. Включает часть районов Андийского горного хребта вдоль западного побережья Южной Америки. Родина многих клубненосных растений, и в том числе картофеля, некоторых лекарственных растений (кокаиновый куст, хинное дерево и др. ).

1) картофель, ананас — Южноамериканский, кукуруза — Центральноамериканский;

2) рис, сахарный тростник — Южноазиатский (Индия);

3) чай — Восточноазиатский (Китай), кофе — Абиссинский (Африка);

4) бананы — Абиссинский (Африка), табак — Центральноамериканский (Мексика).

Южноазиатский: рис, сахарный тростник, цитрусовые.

Восточноазиатский: просо, гречиха, корнеплоды, груши, яблони, сливы.

Юго-Западноазиатский: пшеница, бобовые, виноград, тыквенные.

Средиземноморский: капуста, оливки, свекла.

Центральноамериканский: кукуруза, какао, табак, арахис.

Южноамериканский: картофель, ананас.

Чистую исходную линию сорта гороха можно быстрее получить

Пояснение . Потомство одной самоопыляющейся особи называется чистой линией. Таким образом, индивидуальный отбор приводит к выделению отдельных чистых линий. Самоопыление ведет к появлению гомозиготных форм (вспомните моногибридное скрещивание, в результате которого все время уменьшается число гетерозигот и возрастает число гомозигот).

Какой из приведенных примеров служит результатом селекции?

Пояснение . Высокие сосны, линяющие зайцы и эхолокация — результат движущих сил эволюции, полиплоидная пшеница — результат искусственного отбора.

Каким образом размножают выведенный сорт бессемянного растения?

Пояснение . Сорта без семян размножают вегетативно, например черенками.

Капустно-редечный гибрид создан методом

Пояснение . Капустно-редечный гибрид создан методом отдалённой гибридизации. Отдаленной гибридизацией называется такие скрещивания, когда подобранные пары принадлежат различным видам или родам, т. е. являются отдаленными не в географическом, а в родственном отношении.

Что называют чистой линией?

Пояснение . Чистыми линиями часто называют сорта растений, при самоопылении дающих генетически идентичное и морфологически сходное потомство, у которых почти все гены находятся в гомозиготном состоянии.

Перед выведением гетерозисной формы растений необходимо сначала получить

Пояснение . В основе гетерозиса лежит резкое повышение гетерозиготности у гибридов первого поколения и превосходство гетерозигот по определённым генам над соответствующими гомозиготами. Чистая линия — это группа растений, являющихся потомками одной гомозиготной самоопыляемой особи.

На первом этапе создания гетерозисного сорта растения необходимо

Пояснение . На первом этапе создания гетерозисного сорта растения необходимо провести многократное самоопыление у исходных форм и получить чистые линии

Примером организма, полученного в результате отдалённой гибридизации, может служить

Пояснение . Скрещивание организмов, относящихся к разным видам и родам, называется отдаленной гибридизацией.

Отдаленная гибридизация делится на межвидовую и межродовую. Примеры межвидовой гибридизации — скрещивания мягкой пшеницы с твердой, подсолнечника с топинамбуром, овса посевного с овсом византийским и т. д. Скрещивания капусты и редьки, пшеницы с рожью, пшеницы с пыреем, ячменя с элимусом и другие относятся к межродовой гибридизации. Цель отдаленной гибридизации — создание растительных форм и сортов, сочетающих признаки и свойства разных видов и родов.

Эффект гетерозиса обусловлен

Пояснение . Под термином гетерозис в самом широком смысле слова понимают все положительные эффекты, ведущие к превосходству гибридов первого поколения (F1) над родительскими формами.

Увеличение жизнеспособности гибридов первого поколения в результате гетерозиса связывают с переходом генов в гетерозиготное состояние, при этом рецессивные полулетальные аллели, снижающие жизнеспособность гибридов, не проявляются.

Гибридное потомство, полученное Г. Д. Карпеченко при скрещивании редьки и капусты, оказалось бесплодным вследствие

Пояснение . Отдаленная гибридизация – скрещивание растений разных видов, а иногда и родов, способствующее получению новых форм. Обычно скрещивание происходит в пределах вида. Но иногда возможно получение гибридов от скрещивания растений разных видов одного рода и даже разных родов.

Так получен капустно-редечный гибрид при скрещивании редьки и капусты

Однако отдаленные гибриды бесплодны. Основные причины бесплодия:

– у отдаленных гибридов обычно невозможен нормальный ход созревания половых клеток;

– хромосомы обоих родительских видов растений настолько несхожи между собой, что они оказываются неспособными конъюгировать, в результате чего не происходит нормальной редукции их числа, нарушается процесс мейоза.

Для преодоления бесплодия капустно-редечного гибрида Г. Д. Карпеченко применил метод полиплоидизации, что позволило

Пояснение . Для преодоления бесплодия капустно-редечного гибрида Г. Д. Карпеченко применил метод полиплоидизации, что позволило восстановить парность гомологичных хромосом.

Скрещивание редьки и капусты. Г. Д. Карпеченко. Оба эти вида имеют (в диплоидном наборе) по 18 хромосом. Соответственно их гаметы несут по 9 хромосом (гаплоидный набор). Гибрид имеет 18 хромосом, но он совершенно бесплоден, т. к. «редечные» и «капустные» хромосомы в мейозе не конъюгируют друг с другом.

Г. Д. Карпеченко действием колхицина удвоил число хромосом гибрида. В результате в гибридном организме оказалось 36 хромосом, слагающихся из двух полных диплоидных наборов редьки и капусты. Это создало нормальные возможности для мейоза, т. к. каждая хромосома имела себе парную. «Капустные» хромосомы конъюгировали с «капустными», а «редечные» – с «редечными». Каждая гамета несла по одному гаплоидному набору редьки и капусты (9 + 9 = 18).

Что позволяет преодолеть бесплодие потомков, полученных путём отдалённой гибридизации растений?

Пояснение . Для преодоления бесплодия применяют метод полиплоидизации, что позволяет восстановить парность гомологичных хромосом.

В агроценозах культурные растения, как и сорняки, подвергаются действию

В агроценозах культурные растения, как и сорняки, подвергаются действию естественного отбора.

Неустойчивость агроценоза обусловлена также тем, что защитные механизмы продуцентов — культурных растений — слабее, чем у дикорастущих видов, у которых приспособления совершенствовались в ходе естественного обора в течение миллионов лет. В агроценозах действие естественного отбора ослаблено. В агроценозах действует искусственный отбор, направляемый человеком прежде всего на повышение урожайности сельскохозяйственных культур. Природные экосистемы способны к саморегуляции. Агроценоз регулируется человеком, и если его не поддерживать, он быстро разрушится и исчезнет. Культурные растения не выдержат конкуренции с дикими видами и будут вытеснены. На месте агроценоза сформируется естественный биогеоценоз.

Индивидуальный отбор – проводится по генотипу, результатом является выведение чистой линии, т. е. устойчивого сорта.

Мутагенез — это внесение изменений в нуклеотидную последовательность ДНК (мутаций). Различают естественный (спонтанный) и искусственный (индуцированный) мутагенез.

Популяционные волны (волны численности, волны жизни) — резкие колебания численности особей популяции вследствие естественных причин. Периодические или апериодические колебания численности особей популяции характерны для всех без исключения живых организмов. Причинами таких колебаний могут быть различные абиотические и биотические факторы среды. Действие популяционных волн, или волн жизни, предполагает неизбирательное, случайное уничтожение особей, благодаря чему редкий перед колебанием численности генотип (аллель) может сделаться обычным и быть подхваченным естественным отбором. Если в дальнейшем численность популяции восстановится за счет этих особей, то это приведет к случайному изменению частот генов в генофонде данной популяции. Популяционные волны являются поставщиком эволюционного материала.

Классификация популяционных волн

— Периодические колебания численности короткоживущих организмов характерны для большинства насекомых, однолетних растений, большинства грибов и микроорганизмов. В основном эти изменения вызваны сезонным колебанием численности.

— Непериодические колебания численности, зависящие от сложного сочетания разных факторов. В первую очередь они зависят от благоприятных для данного вида (популяции) отношений в пищевых цепочках: уменьшение хищников, увеличение кормовых ресурсов. Обычно такие колебания затрагивают несколько видов и животных, и растений в биогеоценозах, что может привести к коренным перестройкам всего биогеоценоза.

— Вспышки численности видов в новых районах, где отсутствуют их естественные враги.

— Резкие непериодические колебания численности, связанные с природными катастрофами (в результате засухи или пожаров).

Источник: А. Г. Лебедев «Готовимся к экзамену по биологии»

Источник

Оцените статью