Образуют два сорта гамет по данному гену

Готовимся к ЕГЭ

Тестовое на тему: « Генетика и селекция-3 »

Выполнил: учитель химии – биологии Алиев Сагынган Кабирович МБОУ «Фоминская СОШ» Называевского муниципального района Омской области

Подберите соответствия. Напишите номера утверждений, соответствующие приведенным понятиям.

Гомозиготные и гетерозиготные организмы:

1) Организмы, в генотипе которых в гомологичных хромосомах находятся в аллельные гены, кодирующие различные состояния признака.

2) организмы, в генотипе которых в гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие одинаковые состояние признака,

3) образуют два сорта гамет по данному гену,

4) образуют один сорт гамет по данному гену,

5) при скрещивании этих организмов в потомстве происходит расщепление признака,

6) при скрещивании этих организмов в потомстве не наблюдается расщепление по данному признаку.

2. Сцепленные и несцепленные признаки ( гены).

1) Окраска и характер поверхности семян гороха,

2) окраска тела и степень развития крыльев у дрозофилы,

3) окраска тела и цвет глаз у человека,

4) цветовая и ночная слепота у человека,

5) гемофилия и дальтонизм человека,

6) близорукость и цвет глаз у человека.

3. Реализация в генотипе генных мутаций:

1) Только в гомозиготном состоянии,

2) как в гомозиготном состоянии, так и в гетерозиготном состоянии,

3) при отсутствии угнетающего влияния ( ингибирования) неаллельных

( эпистатических ) генов ( генов – ингибиторов).

4. Гомогаметный и гетерогаметный пол у различных групп многоклеточных животных организмов.

5. Характеристика соматических и генеративных мутаций.

5) имеют эволюционное значение,

6) не имеют эволюционного значения.

6, Свойства наследственной и ненаследственной изменчивости.

1) Носит групповой характер,

2) не имеет заведомо приспособительного характера,

3) носит случайный характер,

4) характеризуется адекватностью,

5) носит индивидуальный характер.

7. Определите формы изменчивости в приведенных примерах.

1) Изменение окраски шерсти зайца зимой и летом,

2) уменьшение веса тела свиней при недостаточном питания,

3) различия в размерах одуванчиков, выросших на солнечном и тенистом местах,

4) единообразие гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий,

5) разнообразие групп крови человека.

Доминантные и рецессивные признаки у гороха.

Некоторые характеристики диплоидных организмов.

1) В обеих Х – хромосомах, находятся одинаковые аллели данного гена,

2) в гомологичных аутосомах находится разные аллели данного гена,

3) в гомологичных аутосомах находятся одинаковые аллели данного гена,

4) в обеих Х – хромосомах находятся разные аллели данного гена.

3. Антимутационные барьеры.

Б. Предотвращающие их вредные последствия:–––––––––––––––––.

1) Диплоидность эукариотов,

2) подавление рецессивного мутантного гена в гетерозиготном состоянии,

3) вырожденность генетического кода,

4) система молекулярного мониторинга ДНК,

5) репарация « дефектов» ДНК,

6) летальность большинства мутаций.

5. Определите, какие из приведенных признаков относятся к мутациям, а какие – к модификациям.

1) Пределы изменчивости укладываются в норму реакции,

2) происходят резкие, скачкообразные изменения в генотипе,

3) происходят изменения под влиянием среды,

4) изменяется степень выраженности качественных признаков,

5) происходит изменение числа генов в хромосоме,

6) проявляется в сходных условиях среды у генетически близких организмов, т. е. имеет групповой характер.

6. Распределите признаки на качественные и количественные.

7. Практические результаты ( достижения) отдаленной гибридизации.

Б. Межсортовая ( межпородная) гибридизация:––––––––––––––––––.

1) Высокоурожайные сорта кукурузы,

2) свиньи украинские белые,

Ключи к тестовому заданию на тему: «Генетика и Селекция–3 »

Источник

Олимпиада по генетике
олимпиадные задания по биологии по теме

Содержит варианты заданий для прведения олимпиады по генетике

Скачать:

Вложение Размер
olimpiada_po_genetike.doc 59 КБ
matrica_otvetov.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по теме «Генетика»

Задание №1. Выбрать правильный ответ .

а) селекции организмов б) наследственности и изменчивости организмов

в) эволюции органического мира г) генной инженерии.

  1. Ген кодирует информацию о структуре :

а) молекулы аминокислоты б) одной молекулы т-РНК

в) одной молекулы фермента г) нескольких молекул белка.

а) проявляющиеся внешние и внутренние признаки

б) наследственные признаки организма

в) способность организма к изменениям

г) передача признака от поколения к поколению.

  1. Аллельными считаются следующие пары генов:

а) рост человека — форма его носа б) карие глаза — голубые глаза

в) рогатость коров — окраска коров г) чёрная шерсть- гладкая шерсть.

а) аллельных доминантных генов

б) неаллельных доминантного и рецессивного генов

в) аллельных доминантного и рецессивного генов

г) аллельных рецессивных генов.

  1. Потомство, рождающееся от одного самоопыляющегося растения в течении нескольких лет, называется:

а) доминантным б) гибридным в) рецессивным г) чистой линией.

  1. Наследственность- это свойство организмов, которое обеспечивает :

а) внутривидовое сходство организмов

б) различия между особями внутри вида

в) межвидовое сходство организмов

г) изменения организмов в течение жизни.

  1. В каком случае приведены примеры анализирующего скрещивания :

а) ВВ х Вв и вв х вв б) Аа х аа и АА х аа

в) Сс х Сс и сс х сс г) DD x Dd и DD x DD

  1. Явление сцепленного наследования получило название:

а) третьего закона Менделя б) гипотезы чистоты гамет

в) кроссинговера г) закона Моргана.

а) наследуется б) связана с изменениеми генотипа

в) не наследуется г) не зависит от внешней среды.

  1. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости утверждает, что генетически близкородственные виды:

а) обладают сходной наследственной изменчивостью

б) мутируют с одинаковой частотой

в) обладают одинаковыми генотипами

г) мутируют чаще, чем родственные виды.

  1. Мутации, приводящие к изменению числа хромосом:

а) генные б) геномные в) хромосомные г) соматические.

  1. Признак, наследуемый сцеплено с полом :

а) острота зрения б) свёртываемость крови

б) форма волос г) число пальцев.

Задание № 2 Подберите номера утверждений, соответствующие приведённым понятиям .

1. А) Гомозиготные организмы:_____________________________________________________

Б) Гетерозиготные организмы:____________________________________________________

1) организмы, в генотипе которых в гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие различные состояния признака,

2) организмы, в генотипе которых в гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие одинаковое состояние признака,

3) образуют два сорта гамет по данному гену,

4) образуют один сорт гамет по данному гену,

5) при скрещивании этих организмов в потомстве происходит расщепление признака,

6) при скрещивании этих организмов в потомстве не наблюдается расщепление по данному признаку.

2. А) Наследственная изменчивость:____________________________________________________

Б) Ненаследственная изменчивость:__________________________________________________

1) носит групповой характер,

2) изменение генетического материала, передающиеся из поколения в поколение

3) носит индивидуальный характер

4) способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды.

3. А) Хромосомные мутации:___________________________________________________

Б) Генные мутации:______________________________________________________________

1) вставка пары азотистых оснований в ДНК,
2) изменение положения участков хромосом,

3) замена пары азотистых оснований в ДНК,

4) переход участка хромосомы на негомологичную хромосому,

5) поворот участка хромосомы на 180 градусов,

6) выпадение азотистого основания в ДНК.

Задание № 3. Выбери три правильных утверждения.

Признаки, характеризующие генотип:

1) совокупность генов организма;

2) совокупность внешних признаков организма;

3) совокупность внутренних качеств организма;

5) совокупность половых клеток;

6) весь наследственный материал клетки.

1) При моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки- оно фенотипически единообразно. Как это называется?

2) Свойство организмов сохранять и передавать признаки, особенности развития в ряду поколений.

3) Признаки, которые передаются по наследству, но подавляются, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.

4) Гетерозиготный организм, возникший в результате скрещивания генетически различных особей.

5) Участок хромосомы, в котором расположен ген.

Олимпиада по теме «Генетика»

Задание № 1. Выбрать правильный ответ.

а) молекулы белка б) углевода

а) проявляющиеся внешние и внутренние признаки организма

б) наследственные признаки организма

в) способность организма к изменениям

г) передача признака от поколения к поколению

а) потомство, не дающее разнообразия по изучаемому признаку

б) разнообразное потомство, полученное от скрещивания разных особей

в) пара родителей, отличающихся друг от друга одним признаком

  1. Гомозигота – это пара только :

а) рецессивных аллельных генов б) доминантных аллельных генов

в) неаллельных генов г) одинаковых по проявлению аллельных генов.

  1. Заслуга Г. Менделя заключается в выявлении:

а) распределения хромосом по гаметам в процессе мейоза

б) закономерностей наследования родительских признаков

в) изучение сцепленного наследования

г) выявлении взаимосвязи генетики и эволюции.

  1. Гибридологический метод Г. Менделя основан на:

а) межвидовом скрещивании растений гороха

б) выращивании растений в различных условиях

в) скрещивании разных сортов гороха, отличающихся по определённым признакам

г) цитологическом анализе хромосомного набора.

  1. Анализирующее скрещивание проводят для:

а) выявление доминантного аллеля

б) того, чтобы выяснить, какой аллель рецессивен

г) обнаружения гетерозиготности организма по определённому признаку.

  1. Значение кроссинговера заключается в:

а) независимом распределении генов по гаметам

б) сохранении диплоидного набора хромосом

в) создании новых наследственных комбинаций

г) поддержании постоянства генотипов организма

  1. Не наследуется изменчивость :

а) цитоплазматическая б) комбинативная в) фенотипическая г) мутационная

  1. Признаки, степень выраженности которых плавно варьирует в определённых границах:

а) качественные б) количественные в) полуколичественные г) неопределённые.

  1. Пол, образующий гаметы, различающиеся по половой хромосоме:

а) гомогаметный б) гетерозиготный в) гомозиготный г) гетерогаметный.

а) происходящие в гене б) изменяющие внутреннюю структуру хромосом

в) изменяющие число хромосом

г) изменяющие генотип соматических клеток.

  1. Различия в размерах листьев одного дерева-это пример изменчивости:

а) генотипической б) модификационной в) мутационной г) комбинативной.

Задание № 2. Подбери номера утверждений, соответствующие приведённым понятиям

1. А) Мутации:_____________________________________________________________

1) пределы изменчивости укладываются в норму реакции;

2) происходят резкие, скачкообразные изменения в генотипе;

3) происходят изменения под влиянием среды;

4) изменяется степень выраженности качественных признаков;

5) происходит изменение числа генов в хромосоме;

6) появляется в сходных условиях среды у генетически близких организмов, т. е. имеет групповой характер.

2. А) Количественные признаки:__________________________________________________

Б) Качественные признаки:_____________________________________________________

1) окраска цветков; 4) молочность коров;

2) яйценоскость; 5) цвет глаз;

3) форма плодов; 6) размеры плода;

3. А) Соматические мутации:____________________________________________________

Б) Генеративные мутации:______________________________________________________

3) возникают в клетках тела;

5) имеют эволюционное значение;

6) не имеют эволюционного значения.

Задание №3. Выбери три правильных утверждения.

Закон независимого наследования признаков соблюдается при условиях:

1) один ген отвечает за один признак;

2) один ген отвечает за несколько признаков;

3) гибриды первого поколения должны быть гомозиготными;

4) гибриды первого поколения должны быть гетерозиготными;

5) изучаемые гены должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом;

6) изучаемые гены могут располагаться в одной паре гомологичных хромосом.

1) Совокупность всех признаков и свойств организма, которые проявляются при взаимодействии генотипа и среды

2) Внезапно возникшее стойкое изменение наследственного материала клетки.

3) Преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.

4) Двойной набор хромосом. Характерен для соматических клеток.

5) Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом

Источник

Генетика. Основные понятия. Генетические законы Г.Менделя

Презентация к уроку

Цели урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки.

  • образовательная: изучить основные исторические моменты в истории генетики как науки, показать многообразие методов, используемых генетикой; изучить основные понятия генетики;
  • развивающая: формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символов для объяснения закономерностей наследования признаков;
  • воспитательная: продолжить способствовать формированию культуры умственного труда через овладение навыками общения в процессе беседы, диалога.

Обеспечение занятия: компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод проведения: комбинированный урок

  • иметь представление об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности;
  • знать основные генетические понятия и генетические законы:
  • уметь применять генетические законы и терминологию при решении генетических задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Раздел биологии, изучающий такие важные свойства организма, как сохранение и передача наследственной информации из поколения в поколение, а также возможность изменяться под действием окружающей среды – это генетика. Молодая наука имеет свою долгую историю, и не всегда ее открытия были понятны и восприняты в обществе.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами об истории генетики, об ученых, внесших свой вклад в ее развитие. Мы определим место этой науки в современном мире и выясним, какое значение имеют генетические знания для человечества в целом.

Четких представлений о закономерностях наследования и наследственности вплоть до конца XIX века не было за одним существенным исключением. Этим исключением была замечательная работа Г. Менделя, установившего в опытах по гибридизации сортов гороха важнейшие законы наследования признаков, которые впоследствии легли в основу генетики.

В своих опытах он использовал горох. Причем, для опытов выбирались растения, относящиеся к чистым линиям – родственные организмы, у которых в ряду поколений проявляются одни и те же признаки.

А почему горох, а не другое растение?

  1. Горох – это самоопыляемое растение.
  2. Цветки гороха защищены от проникновения чужой пыльцы.
  3. Гибриды вполне плодовиты и поэтому можно следить за ходом наследования признаков в ряду поколений.

Для опытов Мендель избрал несколько четко различающихся признаков:

  1. форма семян;
  2. окраска семян;
  3. окраска и форма бобов;
  4. окраска цветков;
  5. расположение цветков;
  6. длина стебля.

Суть предложенного Менделем метода заключалась в следующем: он скрещивал растения, различные по одной паре признаков, а затем производил анализ результатов каждого скрещивания. Метод Менделя получил название гибридологического или метода скрещивания.

Результаты, которые получил Мендель в своих опытах, получили названия «законов Менделя». Перед тем как преступить к изучению самих законов, нужно усвоить основные генетические понятия и термины.

Ген – это участок молекулы ДНК (или хромосомы), определяющий возможность развития отдельного элементарного признака, или синтез одной белковой молекулы.

Каждый ген располагается в определенном участке хромосомы – локусе.

В гаплоидном наборе хромосом только один ген, ответственный за развитие данного признака. В диплоидном наборе хромосом (соматические клетки) содержаться две гомологичные хромосомы и соответственно два гена, определяющие развитие признака. Эти гены расположены в одинаковых локусах гомологичных хромосом и называются аллельными генами.

Аллельные гены – это пара генов, определяющая альтернативные признаки организма. Аллельные гены располагаются в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом.

Альтернативные признаки – взаимоисключающие или контрастные признаки. Часто один из альтернативных признаков является доминантным, а другой рецессивным.

Для генов приняты буквенные обозначения. Если два аллельных гена полностью соответствуют по структуре, т.е. имеют одинаковую последовательность нуклеотидов, их можно обозначить так: АА или аа.

Доминантный признак (АА) – это признак проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий.

Рецессивный признак (аа) – передается по наследству при скрещивании, но не проявляется у гибридов первого поколения.

Половые клетки несут какой-либо один признак. При слиянии половых клеток образуется зигота. В соответствии от того какие аллели одного и того же гена она содержит, различают гомозиготу и гетерозиготу.

Гомозигота – это клетка или организм содержащие одинаковые аллели одного и того же гена. Гомозигота – это организм, образующий один сорт гамет, в потомстве не наблюдается расщепления, имеют одинаковые гены.

Гетерозигота – это клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена. Это организм образующий 2 сорта гамет.

Совокупность всех генов одного организма называют генотипом. Генотип это не только сумма генов. Возможность и форма проявления гена зависит от среды. В понятие среды входит не только внешние условия, но и присутствие других генов. Гены взаимодействуют друг с другом и могут повлиять на проявление действия соседних генов.

Совокупность всех признаков организма, формирующихся при взаимодействии организма с средой – фенотип. Сюда относят не только внешние признаки (цвет глаз, рост), но и биохимические (структура белка, активность фермента), гистологические (форма и размер клеток, строение тканей и органов), анатомические (строение тела и взаимное расположение органов).

Законы Менделя.

Моногибридным скрещиванием называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков. Следовательно, при таком скрещивании прослеживается закономерности наследования только двух вариантов признака, развитие которых обусловлено парой аллельных генов. Например, признак – цвет семян, альтернативные варианты – желтый или зеленый. Все остальные признаки, свойственные данным организмам во внимание не принимаются.

Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения). У всех особей данного поколения признак проявляется одинаково. Сформулировать этот закон можно следующим образом: при скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающимся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.

Результаты скрещивания растений гороха, различающиеся по окраске семян (желтые и зеленые):

Единообразие гибридов первого поколения.

Второй закон Менделя (закон расщепления).

Расщепление – это распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомков в определенном соотношении.

Если потомков первого поколения – гетерозиготных особей, одинаковых по изучаемому признаку, скрестить между собой, то во втором поколении признаки обоих родителей проявляются в определенном числовом соотношении. Рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчезает, а только проявляется во втором гибридном поколении (F1).

F1. : Аа (желтые семена) × Аа (желтые семена)

Ph.: 3 желтые семена : 1 зеленые семена (3:1)

Таким образом второй закон Менделя можно сформулировать следующим образом: при скрещивании потомков первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление: по генотипу 1:2:1; по фенотипу 3:1.

Это означает, что среди потомков 25% организмов будут обладать доминантным признаком и являться гомозиготой, 50% потомков, также с доминантным фенотипом, окажутся гетерозиготой, а остальные 25% особей, несущих рецессивный признак, будут гомозиготны по рецессивному признаку.

Третий закон Менделя «Закон чистоты гамет».

Расщепление признаков в потомстве при скрещивании гетерозиготных особей Мендель объяснил тем, что гаметы с генетической точки зрения чисты, т.е. несут только один ген из аллельной пары.

При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары.

В процессе развития гамет у гибрида гомологичные хромосомы во время первого мейотического деления попадают в разные клетки. Образуется два сорта гамет по данной аллельной паре. Цитологической основой расщепления признаков у потомства при моногибридном скрещивании является расхождение гомологичных хромосом и образование гаплоидных половых клеток в мейозе.

Для дигибридного скрещивания Мендель взял гомозиготные растения гороха, различающиеся по двум генам: окраске семян (желтые и зеленые) и форме семян (гладкие и морщинистые). При таком скрещивании признаки определяются различными парами генов: одна аллель отвечает за цвет семян, другая за форму семян. Желтая окраска горошин (А) доминирует над зеленой (а), а гладкая форма (В) над морщинистой (b).

При образовании гамет у гибрида первого поколения из каждой пары аллельных генов в гамету попадает только один.

Поскольку в организме образуется много половых клеток, у гибрида F1 возникает четыре сорта гамет в одинаковом количестве: АВ; аВ; Аb; ab. Во время оплодотворения каждая из гамет одного организма случайно встречается с любой из гамет другого организма. Все возможные сочетания мужских и женских гамет можно легко установить с помощью решетки Пеннета.

Р.: ААВВ (желтый гладкий) × ааbb (зеленый морщинистый)

F1.: АаВb (желтый гладкий) × АаВb

g.: АВ; аВ; Аb; ab АВ; аВ; Аb; ab

AB Ab aB ab
АВ AABB
желтый гладкий
AABb
желтый гладкий
AaBB
желтый гладкий
AaBb
желтый гладкий
Аb AABb
желтый гладкий
AAbb
Желтый морщинистый
AaBb
желтый гладкий
Aabb
желтый морщинистый
aB AaBB
желтый гладкий
AaBb
желтый гладкий
aaBB
зеленый гладкий
aaBb
зеленый гладкий
ab AaBb
желтый гладкий
Aabb
желтый морщинистый
aaBb
зеленый гладкий
aabb
зеленый морщинистый

Из приведенной выше решетки Пеннета видно, что при этом скрещивании возникают 9 видов генотипов: AABB, AABb, AaBB, AaBb, AAbb, Aabb, aaBB, aaBb, aabb, т.к. в 16 сочетаниях есть повторения. Эти 9 генотипов проявляются в виде 4 фенотипов: желтые – гладкие; желтые – морщинистые; зеленые – гладкие; зеленые – морщинистые.

Теперь модно сформулировать III закон Менделя: при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающимся друг от друга по двум парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

III. Закрепление изученного материала

IV. Домашнее задание

У человека глухонемота наследуется как рецессивный признак, а подагра – доминантный признак. Определите вероятность рождения глухонемого ребенка с предрасположенностью к подагре, у глухонемой матери, но не страдающей подагрой, и у мужчины с нормальным слухом и речью, болеющего подагрой.

  1. Андреева, Н.Д. Общая биология 10-11 класс / Н.Д. Андреева – М.: Мнемозина, 2011. – 365с.
  2. Перевозкин, В.П. и др. Генетика. Руководство к лабораторным и практическим занятиям: учебное пособие / В.П. Перевозкин, С.С. Бондарчук, И.Г. Годованная; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – 116с.
  3. Тремов, А.В. Общая биология 10-11 класс (профильный уровень)/А.В. Тремов, Р.А. Петросова – М.:Владос, 2011.
  4. Шустанова, Т.А. Репетитор по биологии для старшеклассников и поступающих в ВУЗы / Т.А. Шустанова. – Изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 526с.

Источник

Оцените статью