Деятельность кугу сорта год

Кугу-сорта

  • Кугу-сорта (луговомар. Кугу сорта — «Большая свеча») — марийская синкретическая секта, объединившая традиционную веру марийцев (черемис) с элементами русского православия. Возникла в 70-х годах XIX в. в среде крещёных марийцев Яранского уезда Вятской губернии. На формирование вероучения секты оказали незначительное влияние неоднократные попытки исламизации марийцев со стороны татар.

В отличие от традиционного культового кровавого жертвоприношения, сектанты производят жертвоприношения в виде сжигания хлеба. Название секты происходит от использования при обрядах большой свечи, весом в 15-20 кг, называемой «кугу-сорта» («большая свеча»), с несколькими конопляными фитилями. Эта свеча зажигается только во время торжественных служб или стихийных бедствий. В обычных служениях употребляются также большие, но меньшего веса свечи, с конопляными фитилями для обычных служб и с соломенными — для молений перед посевом ржи. Языческие элементы прослеживаются также и в том, что малые свечи во время богослужения ставятся в деревянные липовые чашки, наполненные разным зерном, в зависимости от сорта, произрастающего в данной местности.

Кугу-сорта почитали как христианских святых, так и верховное марийской божество Кугу-Юмо и пантеон младших божеств — неба, воды, жизни и т. д. Существовало представление о злом божестве Кереметь, что можно считать пережитком дуализма. Считалось, что у каждого приверженца секты существовало по три ангела-хранителя — один над головой и по одному за каждым плечом. Ветхий завет, ветхозаветная космогония, миф о первых людях и их грехопадении признавались. В то же время в среде кугу-сорта существовало учение о «77 верах», состоящее в том, что бог создал для каждого народа особую веру и марийцы должны исповедовать не татарскую (мусульманскую) и не русскую (православную), а собственную веру. Таким образом, хотя де-факто секта кугу-сорта и имеет христианские (в том числе) корни, сами приверженцы секты этого не признают.

Наряду с традиционными православными праздниками кугу-сорта почитали пятницу и отмечают некоторый национальные марийские праздники.

Приём в секту производился через своеобразное крещение, заключающееся в девятикратном обливании холодной ключевой водой. При этом читаются своеобразные молитвы, искусственно сформированные из языческих заклинаний.

Кугу-сорта производили и нетрадиционное причастие, состоящее из забродившего меда (щербы) и овсяные хлебцы, приготовленные из муки, толченой в деревянной ступке. Для причастия использовался большой стол, покрытый конопляной скатертью, на которую ставится небольшой столик, сплетенный из травы.

Огонь, требуемый для богослужения, каждый раз добывался трением двух липовых палочек (Ср. славянский обычай т. н. «Живого огня»). Вместо пения при богослужении используются гусли, вместо колокола — барабан. Во время богослужения сектанты одевались в белые конопляные рубахи и штаны, а также используются деревянные (берёзовые) ножи. Богослужение завершалось трапезой, которая готовилась на месте богослужения. Часто богослужения проводятся не в домах, а в особых священных рощах. В этом случае трапеза не готовилась, а приносится с собой, так как разводить огонь в священный рощах было нельзя.

Адепты Кугу-сорта стремились жить натуральным хозяйством, избегая приобретать и использовать посторонние продукты: чай, сахар, соль, спички, керосин и т. д.

В XIX в. кугу-сорта воспринималась светскими и духовными властями как «вредная секта». Секта активно действовала до 1917 г. В советское время сектанты подвергались преследованиям со стороны светских властей. К концу XX в. практически все общины секты слились с марийской традиционной религией.

Источник

Кугу-сорта

Так называется секта, появившаяся в прошлом столетии среди крещеных черемис Яранского у. Вятской губ. Эти сектанты отличаются от некрещеных тем, что не приносят кровавых языческих жертв, а допускают жертвоприношения в виде сожигания хлеба и при своих молениях употребляют «кугу-сорта», что значит большая свеча. Свеча эта бывает весом не менее пуда, 7 или 8 вершков в диаметре, с несколькими конопляными светильнями. Она обязательно зажигается по случаю особенных общественных бедствий, напр., голода, моровых поветрий, войны и пр. Употребляются также средние и малые свечи, тоже с конопляными светильнями. Средние бывают вершка 3 в диаметре; некоторые из них вместо светильни имеют солому и зажигаются пред посевом ржи, чтобы Бог дал хороший урожай хлеба. Малые свечи, в палец толщиной, при каждом богослужении ставятся обыкновенно в деревянные липовые чашки, наполненные разными сортами зерна, разводимыми в данной местности.

Последователи секты принимаются в состав ее чрез окачивание 9 раз подряд холодной ключевой водой. При богослужении жрец читает немногие молитвы, одинаковые, что и у черемис-язычников, хотя главная часть моления заключается в поклонах. Совершается и свое самочинное причастие, именною на обыкновенный большой стол, покрытый белой конопляной скатертью, ставится маленький престолик (длина его 5 верш., шир. 4 верш., высота 3,5 верш.), сплетенный из какой-то длинной, твердой травы и имеющий 4 столбика из той же травы, снизу переплетенные, а сверху покрытые вместо доски той же травой. На этом престолике поставляется деревянная чашка с щербой, т.е. наквашенным медом, над которой читаются положенные у них молитвы и которая после того разливается маленькими черпачками каждому.

Вместо просфор употребляются овсяные хлебы, приготовленные особенным способом, именно: овес не мелется на мельнице, а толчется в особо приготовленной деревянной ступе, потом просевается и стирается в муку, из которой пекутся хлебы, похожие на наши ржаные «тетерки». Огонь для богослужения достается чрез трение липовой палки о другую палку. Вместо пения при богослужении употребляются гусли, звук которых весьма похож на звук балалайки. Вместо колокола употребляется барабан, в который бьют при начале и конце богослужения. Сектанты, намереваясь участвовать при богослужении, все одеваются в чистые белые конопляные рубахи и штаны, надевают такие же шабуры и подпоясываются белыми же конопляными поясами, за которые втыкаются деревянные колодки для плетения лаптей и деревянные иглы, а также привешиваются ножны с берестяными ножами. После богослужения бывает трапеза, причем все приготовляется тут же, на месте, и без соли, а если моление происходит в роще, то все продукты приносятся заблаговременно.

Изгнание из своего обихода продуктов культуры, приобретаемых на торжищах (чая, сахара, соли, керосина, спичек и проч.), составляет вообще характерную особенность этих сектантов, которые в своей обыденной жизни пользуются лишь тем, что находят около себя, приготовляя это самым примитивным способом.

Источник: С.В.Булгаков. Настольная книга для церковно-священно-служителей. Издание 3-е, исправленное и дополненное. — Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1913 г. — С. 1592-1745.

Вам может быть интересно:

  1. О павликианах – профессор Иван Васильевич Чельцов
  2. Охридский пролог – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  3. От редакции – профессор Георгий Петрович Федотов
  4. Дидактическое значение священной истории в круге элементарного образования. Вып. 1 – протоиерей Сергий Соллертинский
  5. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в творениях преподобного Maкapия Египетского – Дух Святый. – преподобный Макарий Великий, Египетский
  6. Аскетизм по православно-христианскому учению (Книги 1-2) – 14) О. Иннокентий. – профессор Сергей Михайлович Зарин
  7. История и обличение русского сектантства (мистического и рационалистического) – Константин Никанорович Плотников
  8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иона препод. Палеостровcкий – профессор Александр Павлович Лопухин
  9. Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями – архимандрит Павел Прусский (Леднев)
  10. Письма к разным лицам – Письмо 247 (255). К Виту, епископу Карров – святитель Василий Великий

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Деятельность кугу сорта год

Crowind Kroeker запись закреплена

Кугу-сорта ( религии моих предков )

Кугу-сорта («Большая свеча») — марийская синкретическая секта, объединившая традиционную веру марийцев (черемис) с элементами русского православия. Возникла в 70-х годах XIX в. в среде крещёных марийцев Яранского уезда Вятской губернии. На формирование вероучения секты оказали незначительное влияние неоднократные попытки исламизации марийцев со стороны татар.

В отличие от традиционного культового кровавого жертвоприношения, сектанты производят жертвоприношения в виде сжигания хлеба. Название секты происходит от использования при обрядах большой свечи, весом в 15-20 кг, называемой «кугу-сорта» («большая свеча»), с несколькими конопляными фитилями. Эта свеча зажигается только во время торжественных служб или стихийных бедствий. В обычных служениях употребляются также большие, но меньшего веса свечи, с конопляными фитилями для обычных служб и с соломенными — для молений перед посевом ржи. Языческие элементы прослеживаются также и в том, что малые свечи во время богослужения ставятся в деревянные липовые чашки, наполненные разным зерном, в зависимости от сорта, произрастающего в данной местности.

Кугу-сорта почитали как христианских святых, так и верховное марийской божество Кугу-Юмо и пантеон младших божеств — неба, воды, жизни и т. д. Существовало представление о злом божестве Кереметь, что можно считать пережитком дуализма. Считалось, что у каждого приверженца секты существовало по три ангела-хранителя — один над головой и по одному за каждым плечом. Ветхий завет, ветхозаветная космогония, миф о первых людях и их грехопадении признавались. В то же время в среде кугу-сорта существовало учение о «77 верах», состоящее в том, что бог создал для каждого народа особую веру и марийцы должны исповедовать не татарскую (мусульманскую) и не русскую (православную), а собственную веру. Таким образом, хотя де-факто секта кугу-сорта и имеет христианские (в том числе) корни, сами приверженцы секты этого не признают.

Наряду с традиционными православными праздниками кугу-сорта почитали пятницу и отмечают некоторый национальные марийские праздники. Приём в секту производился через своеобразное крещение, заключающееся в девятикратном обливании холодной ключевой водой. При этом читаются своеобразные молитвы, искусственно сформированные из языческих заклинаний.

Кугу-сорта производили и нетрадиционное причастие, состоящее из забродившего меда (щербы) и овсяные хлебцы, приготовленные из муки, толченой в деревянной ступке. Для причастия использовался большой стол, покрытый конопляной скатертью, на которую ставится небольшой столик, сплетенный из травы. Огонь, требуемый для богослужения, каждый раз добывался трением двух липовых палочек (Ср. славянский обычай т. н. «Живого огня»). Вместо пения при богослужении используются гусли, вместо колокола — барабан. Во время богослужения сектанты одевались в белые конопляные рубахи и штаны, а также используются деревянные (берёзовые) ножи. Богослужение завершалось трапезой, которая готовилась на месте богослужения. Часто богослужения проводятся не в домах, а в особых священных рощах. В этом случае трапеза не готовилась, а приносится с собой, так как разводить огонь в священный рощах было нельзя.

Адепты Кугу-сорта стремились жить натуральным хозяйством, избегая приобретать и использовать посторонние продукты: чай, сахар, соль, спички, керосин и т. д.

В XIX в. кугу-сорта воспринималась царскими и духовными властями как «вредная секта». Секта активно действовала до 1917 г. В советское время сектанты подвергались преследованиям со стороны властей. К концу XX в. практически все общины секты слились с марийской традиционной религией.

Источник

Кугу-сорта

Из Википедии — свободной энциклопедии

Кугу́-сорта́ (луговомар. Кугу сорта «Большая свеча») — синкретическое религиозное движение, соединявшее этническую религию марийцев с элементами православия. Возникло в 70-х годах XIX века в среде крещёных марийцев Яранского уезда Вятской губернии. На формирование вероучения организации оказали незначительное влияние неоднократные попытки исламизации марийцев со стороны татар.

В отличие от традиционного культового кровавого жертвоприношения, сторонники Кугу-сорта производят жертвоприношения в виде сжигания хлеба. Название организации происходит от использования при обрядах большой свечи, весом в 15-20 кг, называемой «кугу-сорта» («большая свеча»), с несколькими конопляными фитилями. Эта свеча зажигается только во время торжественных служб или стихийных бедствий. В обычных служениях употребляются также большие, но меньшего веса свечи, с конопляными фитилями для обычных служб и с соломенными — для молений перед посевом ржи. Языческие элементы прослеживаются также и в том, что малые свечи во время богослужения ставятся в деревянные липовые чашки, наполненные разным зерном, в зависимости от сорта, произрастающего в данной местности.

Кугу-сорта почитали как христианских святых, так и верховное марийской божество Кугу-Юмо и пантеон младших божеств — неба, воды, жизни и т. д. Существовало представление о злом божестве Кереметь, что можно считать пережитком дуализма. Считалось, что у каждого приверженца организации существовало по три ангела-хранителя — один над головой и по одному за каждым плечом. Ветхий завет, ветхозаветная космогония, миф о первых людях и их грехопадении признавались. В то же время в среде Кугу-сорта существовало учение о «77 верах», состоящее в том, что бог создал для каждого народа особую веру и марийцы должны исповедовать не татарскую (мусульманскую) и не русскую (православную), а собственную веру. Таким образом, хотя де-факто секта кугу-сорта и имеет христианские (в том числе) корни, сами приверженцы организации этого не признают.

Наряду с традиционными православными праздниками Кугу-сорта почитали пятницу и отмечают некоторый национальные марийские праздники. Приём в организацию производился через своеобразное крещение, заключающееся в девятикратном обливании холодной ключевой водой. При этом читаются своеобразные молитвы, искусственно сформированные из языческих заклинаний.

Кугу-сорта производили и нетрадиционное причастие, состоящее из забродившего меда (щербы) и овсяные хлебцы, приготовленные из муки, толченой в деревянной ступке. Для причастия использовался большой стол, покрытый конопляной скатертью, на которую ставится небольшой столик, сплетенный из травы. Огонь, требуемый для богослужения, каждый раз добывался трением двух липовых палочек (Ср. славянский обычай т. н. «Живого огня»). Вместо пения при богослужении используются гусли, вместо колокола — барабан. Во время богослужения сторонники Кугу-сорта одевались в белые конопляные рубахи и штаны, а также используются деревянные (берёзовые) ножи. Богослужение завершалось трапезой, которая готовилась на месте богослужения. Часто богослужения проводятся не в домах, а в особых священных рощах. В этом случае трапеза не готовилась, а приносится с собой, так как разводить огонь в священный рощах было нельзя.

Адепты Кугу-сорта стремились жить натуральным хозяйством, избегая приобретать и использовать посторонние продукты: чай, сахар, соль, спички, керосин и т. д.

В XIX в. Кугу-сорта воспринималась светскими и духовными властями как «вредная секта» [1] . Организация активно действовала до 1917 г. В советское время её сторонники подвергались преследованиям со стороны светских властей. К концу XX в. практически все общины секты слились с марийской традиционной религией.

Источник

Оцените статью